Главная
>
Статьи
>
Политика
>
Цветы и тернии

Цветы и тернии

18.11.2009
0

Депутаты ЗС края не согласились с депутатами Госдумы

Сессия краевого парламента отклонила в первом чтении закон о повышении ставок транспортного налога. Ожидается, что доработанный законопроект будет представлен на следующую сессию ЗС. 24 ноября парламентариям придется принимать его сразу в двух чтениях. В противном случае краевой бюджет недополучит денег.

Единодушно и единогласно

Сессия началась с приятного: Александра Усса поздравили с днем рожденияОчередная — предбюджетная, как назвал ее Александр Усс, — сессия Законодательного собрания края началась с приятного. Группа граждан числом в 51 человек выступила с просьбой передать признание и благодарность своему руководителю. Как было сказано в обращении, «его отличают настоящий профессионализм, преданность делу, глубокое знание предмета, внимание к людям. В работе ему помогают чувство юмора и подлинно демократический стиль». Группа граждан — депутаты ЗС вместе с сотрудниками аппарата, руководитель — Александр Усс, отмечавший день рождения. Под общие аплодисменты ему вручили цветы, которые помощник немедленно унес за кулисы. Спикер пообещал соответствовать словам и возложенным на него ожиданиям.

После цветов пошли тернии, хотя и не сразу.

Согласование кандидатуры Сергея Верещагина на должность министра экономики и регионального развития — на место покинувшего край Алексея Иванова — состоялось легко и споро, на подъеме. Председатель правительства Эдхам Акбулатов, представляя назначенца, пояснил: Верещагин назначается на эту должность в условиях, когда объединяются два министерства — минэкономразвития и министерство, занимавшееся реализацией инвестиционных проектов. Последним руководил Верещагин, и новое назначение вполне логично.

- Логика объединения такова: с нашей точки зрения, целесообразно объединить в одно министерство процессы, связанные с прогнозированием и реализацией проектов, направленных на региональное развитие, — сказал Акбулатов. — Такое объединение позволит повысить эффективность деятельности правительства в данном направлении.

Депутаты согласились с тем, что в должности министра инвестиционной политики Сергей Верещагин проявил себя, по характеристике премьера, как ответственный и компетентный специалист, и согласовали кандидатуру без лишних вопросов. Так же гладко прошли и прочие согласования.

А вот на транспортном налоге сессия забуксовала.

Транспортная пробка

На прошлой неделе проект закона края, предполагающий в соответствии с обсуждавшимися в Госдуме (ныне — принятыми) изменениями в Налоговый кодекс РФ повышение ставок транспортного налога, вызвал оживленную дискуссию на заседании бюджетного комитета. Но если там дискуссия была просто оживленной и результатом ее стала рекомендация рассмотреть проект на сессии в первом чтении, то дискуссия на сессии носила характер жесткий и непримиримый. Большинство выступавших признавали закон несовместимым с волей народа.

- Как справедливо выразился Александр Викторович, сессия — предбюджетная, — сказал депутат Евгений Цветков, — и накануне бюджетной сессии, где мы будем обсуждать тяжелый бюджет будущего года, нам предлагают вынуть деньги еще и из кармана физических лиц. Наша фракция будет голосовать против, к чему призывает и коллег.

- Это не антикризисная мера, — сказал Всеволод Севастьянов. — Нельзя ли проект приостановить, чтобы скорректировать и принять потом сразу в двух чтениях?

- Нас пытаются поставить ответственными за принятие закона вместе с правительством, но это ошибка! — кричал кто-то с галерки. — Машина сегодня — не роскошь, а средство выживания. Мы не повышаем зарплату, увеличиваем цены — при этом повышаем транспортный налог. Где логика?

Логика была — не в проекте закона, так в выступлениях депутатов. Она состояла главным образом в том, что всем придется что-то говорить своим избирателям. Поскольку повышение любого налога вне зависимости от его размера социум практически всегда воспринимает как меру антисоциальную, диалог с избирателями грозил быть непростым. Однако, если даже отбросить эту политическую составляющую, единственный аргумент в пользу повышения ставок транспортного налога — дополнительные начисления в бюджет в размере 600 млн рублей. Эти деньги якобы сильно помогут содержать в порядке дороги. Однако председатель бюджетного комитета Валерий Семенов привел такой расклад: 1,2 млрд рублей составляют средства от транспортного налога, при этом на ремонт дорог в бюджете заложено 4 млрд рублей, плюс около того же выделяет Федерация — и все равно не хватает, судя по состоянию дорог и в краевом центре, и за его границами.

В итоге законопроект вернули правительству на доработку. Очевидно, рассмотрение состоится на следующей сессии ЗС 24 ноября. Вот как прокомментировал решение сессии Евгений Цветков:

- Это очень грамотное тактическое решение, которое принял Александр Викторович Усс лично — ему пришлось объяснять его всем, и в первую очередь товарищам по партии. Вопрос сырой, закон вынесен крайне неудачный, корявый, надо срочно откладывать, иначе, если он не будет отклонен в первом чтении, возникает пауза в два месяца. Вообще-то наша фракция голосовала за вынесение закона на первое чтение, потому что мы принципиально против него, мы не видим, как его можно доработать, чтобы он оказался приемлем.

Евгений Цветков готов платить акцизы на табак, но выступает против повышения транспортного налогаЦветков считает, что было бы куда больше пользы от увеличения акцизов на табак и алкоголь. Государственная Дума услышала красноярского депутата. На следующий день после сессии ЗС края на своем пятничном заседании Дума приняла в третьем окончательном чтении закон, увеличивающий ставки акцизов на 2010—2012 годы. При этом, правда, и транспортный налог думские депутаты повысили вдвое. Красноярские законодатели, не дожидаясь решения своих коллег из ГД, продемонстрировали самостоятельность в суждениях и независимость в решениях.

Опиум для народа

Второй раз зал пленарных заседаний ЗС заметно оживился, когда с докладом о проекте закона, предполагающего некоторые корректировки образовательных стандартов, выступал министр образования и науки края Вячеслав Башев. Речь о том, что Федерация в ряде российских регионов затеяла эксперимент по изучению основ культуры мировых религий. Красноярский край попал в этот ряд. В последней четверти четвертого класса и первой — пятого школьникам будут предлагать на выбор шесть модулей, которые включают в себя все основные мировые религии плюс основы светской этики. Башев подчеркнул несколько раз: «Курс — светский, он не ставит целью рекрутировать кого-то в какую-то веру». Потому к преподаванию ни в коем случае не будут подключать представителей религиозных конфессий, преподавать курс будут учителя истории и обществоведения. Конечно, прошедшие специальную подготовку.

- Единый государственный экзамен по предмету будет? — поинтересовался депутат Михаил Васильев.

- Нет, конечно, — ответил министр Вячеслав Башев.

Если суммировать звучавшие вопросы, одним из главных был такой: кто может гарантировать, что преподаватели, прошедшие подготовку в конфессиях, не станут все-таки вербовать детей в какую-то веру?

- Вы правильно фиксируете, — говорил министр, — но как дедовщина в армии зависит от офицеров, так и здесь все зависит от учителей. Будем стараться. Главная идея — воспитание толерантности.

- Можно ли православному учителю поручать преподавать основы ислама? — высказал сомнение Всеволод Севастьянов. — Он будет втягивать детей в свое мировоззрение. Необходимо добиться согласованной позиции разных конфессий, представленных в Красноярске, чтобы они не могли влиять на учителей.

- Я сам видел учителя, — согласился министр, — который не рассказывал школьникам о религии, а занимался рекрутингом.

Риски депутаты увидели и в возрасте учеников, и в том, что за два месяца невозможно подготовить к преподаванию религиозных культурных основ учителей, воспитанных в основном в традициях атеизма. Или равнодушных вообще к религиозной культуре.

- Давайте отдадим себе отчет: мы уже сегодня так или иначе рассказываем детям в школах об основах религий, — сказал депутат Алексей Клешко. — Через историю, изобразительное искусство, литературу. Все это в своей основе содержит религиозные начала.

Дискуссия затянулась, но положительное решение было принято при двух «против» и четырех «воздержался».

- Долгое и подробное обсуждение свидетельствует об очень высоком интеллектуальном уровне нашего парламента, — резюмировал председатель профильного комитета ЗС Василий Нечаев.

Напряженный год на смену трудному

По данным министерства финансов края, объем налогов, поступающих в консолидированную казну от юридических лиц, заметно снизился по сравнению с прошлым годом. Особенно это снижение заметно на примере налога на прибыль — здесь объем упал в разы.

По словам заместителя председателя правительства края — министра финансов Михаила Котюкова, общая собираемость налогов сохраняется на достаточно высоком уровне. Не ниже, чем в предыдущие годы. Но речь — о процентах, не об абсолютных суммах. «База налогообложения далека от той, на которую мы рассчитывали изначально», — сказал Котюков. Для формирования бюджета края основным налогом традиционно был налог на прибыль предприятий. По этому показателю поступления за девять месяцев текущего года втрое ниже аналогичных прошлогодних показателей: за девять месяцев 2008 года собрано около 38 млрд рублей, за тот же период 2009-го — чуть больше 13 млрд рублей. Не потому, что предприятия перестали платить, а налоговые органы стали хуже собирать: просто прибыли у них нет. Главные плательщики и бюджетные доноры в крае — предприятия цветной металлургии. Плохая конъюнктура мировых цен на металлы — одна из причин сужения налогооблагаемой базы. Вторая — ухудшение общей экономической ситуации и, значит, ситуации на конкретных предприятиях-налогоплательщиках. То есть — собственно кризис как таковой.

Как известно, 2009 год спасла «подушка безопасности» размером в 10 млрд рублей свободных остатков на начало года. За счет этих денег все первое полугодие удавалось поддерживать заложенный в бюджете необходимый объем расходов. Позже край получал помощь из федерального бюджета. Риски на оставшиеся до нового года шесть недель, по оценке Котюкова, по-прежнему весьма существенны, но есть основания надеяться на выполнение расходных обязательств. Некоторые регионы уже сегодня не в состоянии в полном объеме выплатить даже зарплату своим бюджетникам. Здесь Михаил Котюков был краток: «Зарплату выплатим».

Учитывая сложившуюся динамику, и следующий год будет напряженным. Этот прогноз лег в основу проекта бюджета-2010.

- На заседании правительства я докладывал итоги девяти месяцев 2009 года — эти итоги подтвердили обоснованность того прогноза, на который мы рассчитываем, — пояснил министр финансов. — Это осознанно консервативный прогноз, мы не видим никаких оснований демонстрировать излишний оптимизм, добавлять какие-то доходные строчки в проект бюджета будущего года. Ситуация может развиваться в совершенно различных направлениях.

Влияние на доходы бюджета оказывают не только долларовые биржевые цены на металлы, но и сам курс рубля по отношению к другим валютам. Поэтому, даже если цены на металлы будут расти, но при этом курс пойдет вниз, ни на какие дополнительные доходы бюджет рассчитывать не может.

Геннадий Васильев, «Вечерний Красноярск»

Рекомендуем почитать