Чиновники городской администрации расписались в своем бессилии
Счетная палата города завершила проверку двух проектов, связанных с субсидированием малого бизнеса. Выводы неутешительны — деньги потрачены неэффективно. Мэрия в ответ на это обещает отладить систему контроля. Почему же только сейчас?
Цена ошибки
Первым проектом, который проверяла Контрольно-счетная палата, стал Красноярский инновационно-технологический бизнес-инкубатор, созданный еще осенью 2007 года.
Нарушения начали выявляться почти с самого начала проверки.
После выхода положений, а соответственно, появления правового регулирования деятельности бизнес-инкубатора с ним заключили договор об оказании муниципальных услуг, где и оговорили направления, на которые пойдут выделенные деньги. К этому договору было выдано муниципальное задание.
При проверке выяснилось, что планируемые расходы бизнес-инкубатора несколько отличаются от фактических. В счетной палате посчитали, что это произошло
Отличались от плановых и реальные расходы по статьям муниципального задания.
- Мы не сочли это большим нарушением, — говорит аудитор красноярской Контрольно-счетной палаты Станислав Берлизов, — потому что в рамках одной статьи имелась возможность перемещения средств. Единственное — нужно было внести соответствующие корректировки в муниципальное задание.
Не решили в бизнес-инкубаторе и свою основную задачу — предоставление консультационных услуг резидентам. Если верить отчету счетной палаты, то привлеченная для консультирования юридическая фирма «Форсайт» не оказала подобных услуг ни одному резиденту. Таким образом, выделенные на эти цели 189 тысяч рублей оказались освоены «с нарушением условий предоставления субсидии» (из отчета КСП города).
- По сути, в бизнес-инкубаторе просто не заметили приписку в муниципальном задании, — говорит Берлизов, — где в скобочках было указано, что эти деньги должны пойти на нужды инкубируемых субъектов малого бизнеса.
Аудиторы счетной палаты не стали квалифицировать это как нецелевое использование бюджетных средств, потому что помощь субъектам МСБ все же была оказана, хоть и не резидентам.
Да и сами малые предприятия — резиденты бизнес-инкубатора принимались в него с нарушением устава, в котором сказано, что «решение о приеме принимает попечительский совет бизнес-инкубатора». Но так как попечительский совет не был на тот момент создан, пришлось в спешном порядке разрабатывать новые положения о наборе.
Свобода потребления
Неоднозначно выглядит ситуация и с проверкой реализации программы субсидирования малого и среднего бизнеса, по которой в 2008 году 22 субъектам МСБ было выделено порядка 6,5 млн рублей. Причем почти 5 млн пошло на возмещение части затрат по уплате процентов по кредитам 19 малыми предприятиями и 1,5 млн рублей предоставлены 3 субъектам для возмещения части затрат по инвестиционным проектам.
- В ходе проверки этой программы, — рассказывает Станислав Берлизов, — было проверено 6 предприятий, 2 из которых брали деньги под инвестпроекты.
Результаты неутешительны для департамента — большая часть денег пошла не на те нужды, на которые выделялась. Например, ИП Хлебодаров взял у города деньги для возмещения процентной ставки по банковскому кредиту для покупки недвижимости. На самом же деле предприниматель из суммы кредита оплатил лишь половину стоимости (тогда как субсидию взял на всю), вторую внес его партнер. Таким образом, затраты самого Хлебодарова были завышены вдвое. А соответственно, и субсидия была выделена большая.
- К тому же, вместо того чтобы развивать на приобретенных площадях свое производство (как было заявлено в документах на субсидии), — говорит Берлизов, — он сдал их в аренду двум другим компаниям.
Другой пример — ИП Казакова, которая получила субсидию по возмещению затрат на приобретение нежилого помещения, ремонтно-строительные работы и приобретение торгового оборудования. Тогда как на самом деле деньги были истрачены не на развитие бизнеса, а на уплату арендных платежей и пополнение оборотных средств.
- И это лишь некоторые примеры, — говорит Берлизов, — на самом деле их значительно больше. Причем большую часть этих нарушений департамент мог бы выявить еще на начальном этапе и просто не выплачивать субсидию в полном объеме.
Малый эффект
Вывод счетной палаты по двум этим проектам однозначен — департамент экономики не использовал всех возможностей для эффективного контроля за освоением выделенных денег.
Например, тот же бизнес-инкубатор потратил 844 тысячи рублей на организацию рабочих мест (покупку мебели, оборудования, оргтехники и т. п.). Однако по итогу эти места оказались не занятыми резидентами БИ. Они простаивали, не давая никакого эффекта.
- Мы должны были арендовать большие площади, — поясняет действия бизнес-инкубатора руководитель департамента экономики городской администрации Татьяна Зеленская, — так как нам нужна была краевая субсидия, а давали ее только при общей площади не менее 500 кв. м.
Это, однако, не объясняет, зачем понадобилось комплектовать арендуемые площади сразу все, а не по мере заполнения их резидентами.
Другим результатом неэффективного управления, по мнению аудиторов, стала образовавшаяся у бизнес-инкубатора по итогу 2008 года дебиторская задолженность в 245 тысяч рублей, 26 из которых — это деньги за оказание услуг по заданию инкубируемых предприятий.
- В такой ситуации необходимо все же вести речь о неэффективном использовании бюджетных средств, — уверена депутат горсовета Наталья Фирюлина, — потому что деньги потрачены, а ожидаемые эффекты не достигнуты.
В департаменте меж тем уверены, что сделали все необходимое, а оценки счетной палаты по программе поддержки малого бизнеса вообще вызваны исключительно разным трактованием некоторых положений. Если же пойти по пути, предложенному счетоводами, то департамент, по словам Зеленской, просто лишит предпринимателей хозяйственной свободы и не позволит им нормально развиваться.
Меж тем городские чиновники-экономисты признают, что обеспечить эффективный контроль и управление этими проектами они не в состоянии.
- Бизнес-инкубатор — это новая структура для нас, — говорит Зеленская, — поэтому сегодня у нас просто нет эффективной с точки зрения менеджмента системы. Мы сейчас вводим новый состав правления и совершенствуем нормативную базу по поддержке малого бизнеса, вносим ряд изменений в наши нормативные положения о предоставлении субсидий, чтобы в дальнейшем избежать подобных нарушений. Существующая же система не позволяет нам оперативно их выявлять.
Остается открытым вопрос, почему об этом в департаменте задумались только сейчас — после проверки счетной палатой. Ведь и бизнес-инкубатор, и программа поддержки малого бизнеса существуют в городе не первый год.
Глеб Панфилов, «Вечерний Красноярск»