Главная
>
Статьи
>
Общество
>
Играют все

Играют все

18.11.2009
2

Как красноярские бары делают деньги на большом футболе

Сегодня ночью по местному времени сборной России по футболу предстоит оформить путевку на чемпионат мира — 2010 в Южной Африке. В словенском Мариборе пройдет ответный стыковой матч. После домашней победы нам достаточно не проиграть братьям славянам. Стоит ли сомневаться, что поддержать команду и приобщиться к выходу на главный турнир планеты в красноярские бары потянутся тысячи болельщиков, а в карман владельцев заведений потекут деньги, которые так тяжело зарабатываются в кризисные времена?

Культура теле-баро-боления

Время, когда болельщики просиживали матчи на домашнем диване, а то и на кухне перед радиоприемником, давно ушло. Как модно говорить — «тренд» теперь другой. Любители посмотреть футбол спешат в бары и кафе, где на больших экранах с хорошим звуком под пиво и немудрую закуску транслируют игру любимой команды.

Впрочем, дело не только в тренде. В Англии традиции смотреть игры в баре за кружкой пива очень много лет. Так что, скорее всего, это связано с развитием футбола в той или иной стране. Заметьте, когда сборная России пробивалась на Евро-2008, особого ажиотажа не было, зато, как только получили возможность бороться за главный кубок Европы, о футболе не говорил разве что ленивый. Вспомните Красноярск перед матчем с Голландией в четвертьфинале — было ощущение, что чемпионат проводится не где-то далеко, а здесь, в этом городе. Сумасшествие на улицах до матча плавно перетекло в нервную дрожь в барах, ресторанах, уличных кафе — там, где был хоть какой-то телевизор.

Евро-2008 стал сигналом для владельцев питейных заведений — на футболе можно и нужно зарабатывать. Обратите внимание на обычные кафе — практически везде баннеры, листовки, объявления — «У нас можно посмотреть матчи Россия — Словения и Словения — Россия». Казалось бы, какое отношение имеет спокойное, тихое кафе на Красрабе к громкому футболу? Самое прямое — финансовое.

На рекорд

В Красноярске всего два настоящих и раскрученных спортивных бара: «Футбол» и Playoff. Там и шарфы футбольных клубов, и фотографии знаменитостей — настоящая спортивная обстановка. Конкуренция есть, но заметить ее могут только очень разборчивые в этом плане люди. Все-таки два бара в разных концах города.

Заместитель директора бара «Футбол» Максим Усков уверен, кафе и бары, которые не специализируются на спортивной тематике, клиентов не заберут. Да, там тоже телевизоры, пиво и сухарики с чесноком, но атмосферы нет. А это главное.

- Мы не волнуемся за количество гостей только потому, что аудитория спортивного бара — она постоянная. Если и меняется, то только в сторону увеличения. Те, кто пойдут смотреть футбол в обычный бар или кафе, — это не наши гости. Просто с успехами России на международной арене стало в разы больше болельщиков. И все это огромное море людей спортивные бары не вместят. В городе их не хватает. Я прекрасно понимаю те же суши-бары, когда там показывают игры сборной — это дополнительная выручка.

Она, кстати, целиком зависит от уровня матча. Отборочный матч — одни цифры в чеках, групповые игры сборной на том же Евро — другие. Ну а матчи с Голландией и Испанией в полуфинале — это рекордные сборы.

Деньги делаются на пиве. Красноярские рестораторы не подсчитывают, сколько пива выпивают болельщики, зато на больших чемпионатах владельцы заведений, производители и власти ведут точную статистику. Вот данные прошедшего в прошлом году европейского чемпионата.

- 1 500 000 литров — за весь чемпионат в Австрии и Швейцарии только одного датского производителя.

- 500 000 литров — в день игры Россия — Голландия в швейцарском Базеле.

- 90 000 литров — за три недели в Зальцбурге (60 000 литров безалкогольных напитков там же).

- Обычный вечер — он непрогнозируемый, — говорит Усков. — Сколько гостей придет — неизвестно. Но если это большой футбол, не глубокой ночью и завтра не рабочий день, то это, безусловно, аншлаг. В такие дни чек увеличивается минимум на 50%. Главная проблема — большинство международных игр проходят ночью, и это огромный минус для всех заведений.

Еще один способ заработать на футболе — сделать платным вход в дни самых интересных поединков, когда есть уверенность, что люди пойдут за любые деньги. Любопытно, что «футбольная» прибыль обычно не зависит от исхода матча. Если команда выигрывает, начинается праздник. Фраза «Пива всем!» — не фантазия, а реальность. Когда любимая команда терпит поражение, большинство болельщиков, конечно, с грустью расходится по домам. Но часть остается всегда — заливать горе, обсуждать игру и вести долгие споры о том, кого нужно было выпустить на замену и кому бить штрафной.

Большому футболу — большие залы

В конкурентную борьбу с барами и ресторанами вступают и кинотеатры. Место нон-стопов все чаще занимают футбольные трансляции.

В администрации «Квадро-фильм» считают, что со временем футбол из баров перекочует на большие экраны.

- Первыми в Красноярске футбол начали показывать именно в «Квадро» (тогда еще «Каро-фильм». — «ВК») во время чемпионата мира 2006 года, — заявили в кинотеатре. — Эта идея пришла руководству в голову не внезапно. Внедрение альтернативного контента в систему кинопоказа — это серьезный современный тренд. И в нашем кинотеатре еще три года назад почувствовали, что за спортивными трансляциями на большом экране — будущее. Спорт — это же красота, азарт, борьба! Настоящий блокбастер! Поэтому, чтобы окунуться в атмосферу спортивных состязаний, прочувствовать ритм игры, на мой взгляд, сейчас нет места лучше, чем кинотеатр. Не считая стадиона, конечно. Это же не прокуренный бар! Поэтому практически никаких неудобств! Большому футболу — большие залы!

Коммерческие тайны и здесь не позволяют с точностью определить успешность проекта «футбол в кино», но составить примерную «выгодную картину» все-таки можно.

- Футбол собирает не хуже классного нон-стопа с хитом в составе, — объяснил эксперт. — А если футбольный сеанс идет еще и отдельно от нон-стопа — например, два матча чемпионата Европы подряд, — то это вообще здорово! Понятно, что не все матчи — аншлаговые. С Германией, да, были полные залы. А с Лихтенштейном, например, поменьше — но все равно достаточное количество. Плюс сейчас мы расширяем свою футбольную линейку. Транслируем, например, все матчи Лиги чемпионов с участием российских клубов. Это, конечно же, по большей части имиджевый проект — аудитория ЦСКА и «Рубина» в Красноярске не столь большая, сколь у сборной России.

Коммерческую тайну удалось узнать лишь на правах анонимности. Алексей, бармен одного из суши-баров Красноярска, в прошедшую субботу смотрел футбол за стойкой. Обычно, говорит бармен, в субботу ближе к полуночи не так много гостей. 14 ноября же все столы были заняты.

- Если в обычную субботу выручка у нас тысяч 15—20, то после игры со словенцами в кассе было около 30. Это очень хороший показатель. Несмотря на то что в среду игра начнется поздно, мы все равно будем работать — примерно половину столиков уже забронировали.

Сегодняшнего матча с нетерпением ждут не только болельщики всей страны. Его ждут и владельцы баров, кафе и кинотеатров. Ведь попадание сборной России на чемпионат мира в ЮАР — это гарантия хорошей летней выручки.

Сергей Санников, «Вечерний Красноярск»

Рекомендуем почитать