Новые нормы КоАП учат законопослушанию
На фоне мирового экономического кризиса такие явления, как, например, поправки в российский Кодекс об административных правонарушениях (КоАП), кажутся частностью. Однако эта частность уже грозит разорением множеству АО и ООО. Так считает часть экспертов. Другие уверены, что ничего страшного новшества в себе не несут, если соблюдать закон.
Что хорошего?
Изменения в КоАП в части ответственности за нарушение законодательства об акционерных обществах и обществах с ограниченной ответственностью вступили в силу 13 апреля. Они направлены в первую очередь на защиту прав акционеров. По крайней мере, так утверждают сотрудники Федеральной службы по финансовым рынкам (ФСФР). Впрочем, как сказано, ужесточается ответственность не только акционерных обществ, но и обществ с ограниченной ответственностью. При этом в перечне новаций содержатся принципиально новые нормы, которых раньше в кодексе не было. Например, ответственность за нарушение требований законов о хранении документов.
- Введение этой нормы направлено на дисциплинирование компаний, повышение их прозрачности, — считает директор по региональным продажам и маркетингу, ведущий консультант по вопросам корпоративного права новосибирского регистратора ЗАО «Реестр
По словам эксперта, сама норма ответственности за нарушение правил хранения документов продиктована жизнью. Известно немало случаев, когда руководители отказывали акционерам, членам общества в предоставлении документов, знакомиться с которыми те имели полное право. Случалось это не всегда по злому умыслу — нередко документов просто не было в наличии, то есть нарушались закрепленные законом правила их хранения.
Такая же новая норма — нарушение требований к подготовке и проведению общих собраний акционеров и общих собраний участников ООО. Предусмотрена ответственность и за непредоставление информации в ФСФР или несвоевременное исполнение выданного предписания.
- Нововведения в сфере административной ответственности призваны упорядочить корпоративные процедуры, понудить участников корпоративных отношений и рынка ценных бумаг соблюдать установленные правила под угрозой значительных финансовых санкций, — считает юрисконсульт юридической фирмы «Частное право» Екатерина Евдокимова. — Указанные меры будут способствовать формированию единой системы норм, регулирующих корпоративные отношения и рынок ценных бумаг, и обеспечат их реальными гарантиями исполнения, что позволит дисциплинировать соответствующие отношения и отсеять недобросовестных игроков рынка.
Что плохого?
Поправки в КоАП существенно расширяют список должностных лиц, несущих ответственность за нарушение законодательства по финансовым рынкам. К ним теперь отнесены члены советов директоров, наблюдательных советов, правлений, дирекций, счетных, ревизионных и ликвидационных комиссий. Логика понятна: чем шире круг ответственных, тем крепче они «повязаны», меньше возможностей для нарушений. Но не секрет, что в состав советов директоров, наблюдательных советов некоторых «акционерок» порой входят статусные фигуры — просто для того, чтобы легче было «решать вопросы». В России с ее запредельным уровнем коррупции это вынужденная, нередко единственная эффективная мера, дающая возможность получать объемы и удерживать рынок. Такие люди никакого отношения не имеют к оперативной деятельности предприятия, просто не могут знать о ней. Но в случае если руководитель АО допустил нарушение требований, отвечать им придется вместе с руководителем.
Однако главное неприятное новшество — ставки штрафов, которые грозят в случае нарушений. Их размеры колеблются от 200 до 700 тысяч рублей, а за нарушения порядка раскрытия информации или ведения реестра — до миллиона рублей. Для крупного ОАО это пустяки. А вот равновесие небольшого ООО такой штраф способен сильно пошатнуть, а если будет взят по максимуму — и вовсе может похоронить предприятие. Большинство субъектов малого да и среднего бизнеса — ООО или ЗАО. Годовой оборот некоторых (особенно в сельской местности) меньше, чем сумма определенного законом штрафа. Если и больше, то ненамного. Изменить эту сумму или помочь руководителю такой компании исправить нарушение задним числом контролеры ФСФР просто не вправе, иначе сами станут нарушителями закона. Гипотетическая ситуация: в муниципальном районе есть ООО, ЗАО или ОАО «Райтопснаб» с мизерным годовым оборотом и собственным представлением о том, что значит выполнять предписанное законом в срок. За нарушения на предприятие налагается штраф, вдвое превышающий его годовой оборот. Следствие — банкротство. В некоторых случаях, по мнению самих представителей ФСФР, банкротство может быть использовано для смены собственника предприятия. Иначе говоря, невнимательность или пренебрежение к закону могут превратить его (закон) в инструмент передела собственности.
Что будет?
По мнению Екатерины Евдокимовой, в целом тенденцию можно считать
- Так, новые статьи КоАП РФ зачастую отсылают к нормативно-правовым актам ФСФР России, число которых достаточно велико и растет с каждым днем. На практике это означает, что ФСФР России вправе будет по своему усмотрению устанавливать новые составы административных правонарушений, за совершение которых КоАП РФ предусматривает серьезные санкции, — считает Евдокимова.
Впрочем, по мнению эксперта, последствия указанных нововведений проявятся со всей очевидностью лишь после того, как будет сформирована практика применения новых положений закона со стороны органов ФСФР России и судов.
Как говорит Александр Иванов, ссылаясь на кулуарные разговоры с представителями регулятора, пока ФСФР не спешит заводить дела, ограничиваясь просто предписаниями. Виктор Прохоров, директор Красноярского филиала НАУФОР (Национальная ассоциация участников фондового рынка), имеет на этот счет свое мнение:
- Пока не слышал о том, чтобы в связи с новыми штрафами
В качестве иллюстрации Прохоров привел такой пример. Три года назад одно открытое акционерное общество — бывший инвестиционный фонд — оказалось фактическим банкротом. Средства были вложены в плохие активы — разного рода производственные предприятия в глубинке, в районах края. От руководителя общества потребовали провести общее собрание акционеров. Их в реестре было около двух тысяч. Однако для проведения собрания требовалось потратить примерно
- Существует мнение, что одна из целей нововведений — это пополнение государственного бюджета, — говорит Александр Иванов. — Действительно, штраф за нарушение законодательства о хранении документов достаточно серьезен. Однако надо понимать, что, единожды наведя порядок в документообороте, общество не сочтет за труд исполнять все необходимые процедуры. Например, тех, кто прошел акционерные конфликты, жизнь уже научила серьезно подходить к хранению документов, и они практически застрахованы от штрафов.
Кроме того, говорит эксперт, ФСФР, равно как и Росархив (последнему предстоит контролировать ООО в части исполнения требований по хранению документов),
Еще в начале лета, едва закон об изменениях в КоАП вступил в действие, юристы регионального отделения ФСФР России в Центрально-Сибирском регионе предупреждали в одной из публикаций: «В 2008 году региональным отделением ФСФР России в ЦСР было возбуждено 239 административных дел по факту нарушения порядка раскрытия информации, наложено штрафов на сумму более 2,5 миллиона рублей. В связи со значительным увеличением размера штрафов при сохранении того же объема нарушений сумма может составить уже более 50 миллионов рублей».
В любом случае участникам корпоративных отношений и рынка ценных бумаг следует более серьезно отнестись к соблюдению законов и нормативно-правовых актов ФСФР России в своей деятельности, заключают эксперты.
Василий Казарин, «Вечерний Красноярск»