Доля кругляка в экспорте снизилась на 25%. Но может и восстановиться
Заградительные пошлины на вывоз круглого леса могли бы поддержать лесную отрасль, начавшую выкарабкиваться из сырьевой ямы. Однако отмена их внедрения может привести к тому, что все вернется на круги своя.
Китайский лес
Проблема экспорта круглого леса не нова для Красноярского края. О необходимости ее решения говорили еще несколько лет назад. Уже тогда экспорт древесины играл ведущую роль в доходах отрасли — в 2008 году лес экспортировался в 47 стран. А львиная доля экспорта приходилась на кругляк (в 2008 году доля в общем объеме экспорта лесоматериалов составляла 55,1%). Причем объемы эти кратно росли из года в год.
Если учесть процедуру таможенного оформления (контракты, инвойсы и прочие документы, которые требуются для оформления груза), можно с полной уверенностью говорить, что рост объемов экспорта продиктован возросшим спросом на него. Косвенно подтверждает это и рост цены за кубометр кругляка, которая в прошлом году составила $
Меж тем экономика края продолжала терять деньги: дело в том, что круглый лес и его добыча не предполагают создание добавочной стоимости, а соответственно, и налоги, поступающие в краевой бюджет, много ниже потенциально возможных.
Решить эту проблему попытались на уровне правительства РФ повышением таможенных пошлин на круглый лес. Увеличение, правда, в 2008 году составило лишь 5 процентных пунктов (25% от декларируемой стоимости против 20% ранее). Правда, тут же было объявлено, что с 1 января 2009 года пошлины на кругляк примут характер заградительных, достигнув значения в 80%.
У экспертов же, среди которых были как игроки рынка, так и сотрудники таможни, эффективность этих мер вызывала большие сомнения. Дело в том, что основным потребителем красноярского кругляка и тогда, и сейчас остается Китай, потребляющий более 56% всего поставляемого леса. Причем немалая доля этого леса добывается у нас самими выходцами из Поднебесной.
- Китайцы очень находчивый народ, — рассказывает «ВК» один из бывших сотрудников таможни, попросивший не упоминать его имя, — они еще в 2008 году стали скупать старое, изношенное оборудование для распилки бревен,
По словам собеседника «ВК», почти у самой границы китайцы построили завод по производству ДСП, на котором весь поставляемый лес перерабатывается в плиту. К тому же на уровне правительства Китая существует программа компенсаций всех затрат на поставку леса для своих производителей.
- Поэтому я уверен, что заградительные пошлины, даже если они появятся, не сработают, — категоричен собеседник «ВК», — нужны экономические меры.
Возвращение возможно
Именно по этому пути пошло правительство края. Главная цель антикризисных мер в лесной отрасли — стимулирование глубокой переработки древесины. Такая политика принесла свои плоды. По данным Красноярской таможни, объемы таможенного оформления пиломатериалов по сравнению с 2008 годом увеличились на 15%, тогда как объемы экспорта необработанных лесоматериалов сократились более чем на четверть. Доля же пиломатериалов в общем объеме экспорта леса увеличилась с 36% до 45%.
Изменилась и сама структура лесной отрасли в той части, которая ориентирована на экспорт, — количество мест отгрузки круглых лесоматериалов сократилось с 45 до 38, пилопродукции — увеличилось с 52 до 65.
Однако сотрудники таможни признают, что снижение экспорта круглого леса в первом полугодии 2009 года связано не только с развитием лесопереработки, но и собственно с кризисом. Как отмечал в июле начальник Красноярской таможни Дмитрий Козаев, объемы отгрузки круглого леса постепенно восстанавливаются, «ситуация с каждым месяцем выравнивается и улучшается».
Не приведет ли это в дальнейшем к восстановлению прежних объемов экспорта кругляка, по крайней мере на китайском направлении? Хотя происходивший, несмотря на проблемы отрасли, рост экспорта пиломатериалов все же дает некоторую надежду.
Меж тем введение заградительных пошлин, несмотря на увещевание отраслевого сообщества, было отложено сначала на год, потом еще дальше. К чему это может привести — вопрос риторический, учитывая, что Китай сохраняет программы субсидирования лесопромышленников.
Глеб Панфилов, «Вечерний Красноярск»