Баскетбол в Красноярске уверенно становится спортивной игрой № 1, отвоевывая авторитет и аудиторию у трех китов: футбола, регби и русского хоккея. Для зрителей очередной матч «Енисея» уже не ограничивается рамками спортивного зрелища, поход на баскетбол — мероприятие модное и статусное.
Эпоха рэпа
Время, в которое мы живем, можно определить как «эпоху рэпа». Это господство целой субкультуры со своей музыкой, стилем одежды и манерой поведения, языковыми особенностями — наконец, со своим мировоззрением. Баскетбол, как никакой другой вид спорта, с этой культурой коррелирует. Ни для кого не секрет, что лучше всех в баскетбол играют в НБА. А звезды НБА — на 95% темнокожие парни, которые плоть от плоти рэперской культуры, некоторые даже и альбомы записывают. «Только мертвый негр не идет играть в баскетбол», — пела неполиткорректная группа «Запрещенные барабанщики». Но по сути-то верно. И баскетбол они приспособили под себя, доведя в игре до абсолюта свои природные свойства — атлетизм и артистизм.
Поэтому баскетбол так привлекателен для подростков. А еще там правила посложнее, чем в футболе, например, требуются и навыки специфические — значит, игра приобретает черты элитарности, а это еще одна приманка.
Впрочем, красноярский Дворец спорта заполняется отнюдь не только юношами с горящими глазами. Баскетбол в Красноярске — это престижно. Российский клубный баскетбол за последние пять-семь лет добился серьезного прогресса. Суперлига стала одним из сильнейших турниров в Европе, ехать в Россию не считали для себя зазорным и европейские звезды, и даже игроки из НБА. Соответственно вырос и зрительский интерес. Люди идут «на звезд» — простой закон любого зрелища. «Енисей» открыл свой третий сезон в Суперлиге. В первый от него много не требовали — спасибо уже за то, что «привез» в Красноярск российские топ-клубы с игроками, которых прежде только по телевизору видели. «Енисей», однако, в элитном дивизионе удержался, а на следующий год и вовсе завоевал путевку в плей-офф, создавая практически всем грандам немалые проблемы. Можно сказать, стал самодостаточной командой, и зритель уже шел не только на заезжих звезд — на что и на кого посмотреть находилось и в «Енисее».
Летние страхи
Нынешнее лето выдалось очень тревожным для российского баскетбола. Сразу три клуба не смогли финансово обеспечить свое участие в Суперлиге, и почти все заявили о трудностях, жестком режиме экономии; наметился отток легионеров. Это падение многие сочли расплатой за безумства прошлых лет, когда клубы предлагали игрокам баснословные контракты. Директор «Енисея» Владимир Петроковский, впрочем, считает те траты обоснованными:
- Наш клубный баскетбол заметно отставал от европейского, хороших российских игроков было мало. Догонять Европу приходилось большими скачками, и иного пути, кроме как привлечь в Россию классных легионеров, не было. А за это приходилось переплачивать. Да, сейчас все клубы провели оптимизацию бюджета, стараются экономить, но зарплаты хороших игроков не упали вовсе, зарплаты средних игроков — всего процентов на десять. Можно сказать, что нынешняя кризисная ситуация просто привела уровень зарплат в России к общеевропейскому.
Битва за Европу
«Слухи о смерти» оказались сильно преувеличенными. К осени все клубы Суперлиги укомплектовались — и прилично. Строго говоря, подобная ситуация не была редкостью и в золотые, докризисные, годы. Сезон окончен — и слава богу, а затем начинается подписание новых спонсорских контрактов, согласование бюджета и прочие организационные работы, без завершения которых полной уверенности в завтрашнем дне быть не может.
Вот и в «Енисее» три месяца назад настроение было совсем не радужным, а контуры будущей команды — неясными. Однако после подписания нового контракта с главной звездой прошлогодней команды Каспарсом Камбалой болельщики с облегчением выдохнули: не все, стало быть, так плохо.
- Основное условие, которое Каспарс ставил перед клубом, — рассказывает Петроковский, — это участие «Енисея» в еврокубках. Переговоры о включении «Енисея» в состав участников Еврочелленджа шли очень трудно: в Европе до сих пор живы стереотипы вроде «Сибирь — тюрьма». Кстати, я думаю, на положительное решение повлиял и тот факт, что в нашей команде в прошлом сезоне выступал такой игрок, как Камбала, поигравший в топ-клубах.
После того как вопрос с Еврочелленджем был решен, мы проявили оперативность и подписали с Каспарсом годичный контракт. Мы не зря торопились: после чемпионата Европы, где Камбала блеснул в составе сборной Латвии, интерес к нему проявляли многие клубы.
Полагаю, что в нашем соглашении сыграли роль и человеческие качества Каспарса. В прошлом году мы не побоялись подписать с ним контракт, хотя до того он был два года вне баскетбола. Так что это можно расценивать и как знак признательности с его стороны. Камбала — стержневой игрок, вокруг него можно строить команду. И от подписания этого контракта зависело то, какие следующие шаги будет предпринимать «Енисей» на трансферном рынке.
- А что значит для «Енисея» участие в еврокубках?
- Конечно, хотелось бы пробиться в следующий раунд турнира. Но в первую очередь это имиджевый проект. Участие в нем позволит нанести Красноярск на баскетбольную карту Европы. Это серьезный вызов и большой стимул для всех подразделений клуба. Мы должны достойно выглядеть и в спортивном, и в организационном плане. Баскетбольные матчи такого уровня в нашем городе еще не проводились, так что это еще и новый опыт, без обретения которого клуб не может дальше развиваться.
Новые люди
«Енисей» в это межсезонье не делал спешных приобретений еще и потому, что переживал смену правового статуса. Если раньше учредителями «Енисея» были и краевая, и городская администрации, то теперь клуб стал только «краевым». Кроме того, «Енисей» теперь — автономное спортивное учреждение. Эти изменения носят в большей степени технический характер и не повлияют на объемы финансирования. Зато появится большая свобода в использовании средств, упростится отчетность.
Изменения в клубе начались с должности главного тренера — ведь именно ему формировать состав под свою игровую концепцию. Обаятельного литовца Альгирдаса Бразиса сменил латыш Айнарс Багатскис.
На вопрос об «особой любви» к этому региону Владимир Петроковский отвечает одним словом: победительность.
Довод веский, но можно привести и другие резоны. На постсоветском пространстве прибалтийский баскетбол считался самым умным, головным. Так что у большинства баскетболистов из Прибалтики тренерский потенциал заложен едва ли не с ДЮСШ. За плечами 42-летнего Багатскиса огромный игроцкий опыт — зато не слишком большой тренерский. Впрочем, он успел потренировать легендарный «Жальгирис». Есть и еще один аргумент: новый главный тренер может общаться с американскими легионерами без переводчика.
С большим вкусом приобретены новые игроки. Причем, как уверяет директор «Енисея», далеко не всегда аргументом в пользу переезда в Красноярск была высокая зарплата:
- Скажем, талантливого Андрея Комаровского мы убедили перейти в «Енисей», рассказав, какую роль отводим ему в команде, пообещав достойное количество игрового времени.
Отлично известны другие новобранцы. Опытный снайпер Сергей Демешкин. Владимир Дячок, привлекавшийся в сборную России. И наконец, классный разыгрывающий Лионел Чалмерс, в послужном списке которого значатся такие маститые клубы, как испанский «Таугрес»
и итальянский «Бенеттон».
В результате получается команда, пожалуй, посильнее прошлогодней. И даже с изюминкой. Поскорее бы на нее посмотреть в деле. Вообще, в этом сезоне для «Енисея» будет много нового. И даже в качестве группы поддержки выступает — ни много ни мало — «Свободный балет» Валерия Терешкина. Клубное руководство «Енисея» не любит говорить о конкретных спортивных задачах на сезон. Однако каждый год клуб добивается поступательных успехов, являясь передовиком спортивного фронта и предлагая болельщикам все более яркое зрелище.
Александр Кошкин
Журнал«Советник. Грамотное управление».