Непопулярный бюджет принят в первом чтении
Вчера сессия Законодательного собрания большинством голосов приняла в первом чтении закон о бюджете края на ближайшие три года. Этому предшествовало живое обсуждение проекта документа на открытом заседании профильного комитета ЗС и не менее живое — на заседаниях непрофильных комитетов. Впервые авторы бюджета посягнули на святое: существенно урезан социокультурный блок.
Ничего лишнего
Параметры бюджета формировались по прогнозу федерального правительства, определившего цены на нефть и курс доллара. Именно эти показатели на 75 процентов и определяют доходы бюджета. Представляя проект на заседании комитета по бюджету и налоговой политике ЗС, вице-премьер краевого правительства — министр финансов Михаил Котюков сказал:
- Одна из главных задач — адаптировать уровень расходов к новым, более скромным по сравнению с прежними возможностям, добиться максимальной эффективности и адресности использования средств.
При этом министр подчеркнул: бюджет должен сохранить функцию стимулирования экономики.
Основные параметры краевого бюджета по годам выглядят так. Доходы в 2010 году планируются в сумме 103,9 млрд рублей, в 2011 году — 93,7 млрд рублей и в 2012 году — 103,3 млрд рублей. Расходы — соответственно 115,5 млрд, 104,5 млрд и 107,97 млрд рублей. Дефицит бюджета составит 11,6 млрд рублей в 2010 году, 10,8 млрд рублей в 2011 году и 4,7 млрд рублей в 2012 году.
Из хорошего: мы получим 900 млн рублей дополнительных доходов от повышения акцизов на пиво — конечно, при условии, что его производители сохранят нынешние объемы производства или увеличат их. Из плохого: от транспортного налога мы дополнительно ничего не получим, ибо Госдума и Совет Федерации лишили нас оснований для его повышения. Кроме того, Федерация, которая не в состоянии выполнить все расходные полномочия, три позиции передала в край. Это начальное профессиональное образование, летний отдых детей и компенсация за отсутствие мест в детских садах. Все вместе дает дополнительную нагрузку на краевой бюджет в размере свыше 2 млрд рублей.
Михаил Котюков несколько раз подчеркивал в процессе обсуждения проекта и на заседаниях комитета, и на сессии: все могло быть значительно хуже, параметры доходной части бюджета такие главным образом благодаря запуску Ванкора.
Депутаты, участвовавшие в предварительных обсуждениях, отмечали некоторые особенности бюджета: отсутствие остатков средств, отказ от индексации расходов, в том числе расходов социального характера, а также обеспечение адресности мер социальной поддержки. Общий пафос — нынешний бюджет, в отличие от предыдущих, непопулярный, но в гораздо большей мере отвечает понятию «эффективность». По крайней мере, соответствует моменту.
С этим, впрочем, согласились не все.
Поиск источника
Социально ориентированные депутаты упирали особенно на то, что авторы законопроекта не все учли — не поискали как следует другие источники доходов в бюджет. Желая обозначить один такой вероятный источник, Юрий Абакумов на комитете спросил министра:
- Индекс потребительских цен растет или падает?
- Падает, — ответил Михаил Котюков.
- Почему? — спросил Абакумов.
- Это федеральная задача, — ответил Котюков.
- Ясно, — кивнул Абакумов, — федеральная задача — сама по себе, жизнь — сама по себе.
И высказался в том смысле, что хорошо бы, например, посчитать — сколько денег в 2009 году вложено в реализацию антикризисных мер и что мы от этого получили?
За краевой интерес вступился и Валерий Сергиенко.
- Если передача полномочий сверху вниз ценой в два миллиарда обсуждению не подлежит — может, подлежит обсуждению отказ от индексации расходов на социальные нужды? — спросил он. Михаил Котюков ответил: ради обсуждения — пожалуйста, но спорить с Федерацией бесперспективно.
- Обсуждению не подлежал и транспортный налог — стал подлежать, — сказал Сергиенко. — К нам «Деловая Россия» обратилась с инициативой поддержать движение против новых налоговых ставок. Напряжение в обществе сильное.
- Транспортный налог — это другое, не путайте, — вмешался Валерий Семенов. — Это решение руководителей государства.
- Какое решение руководителей государства?! — обиделся Юрий Абакумов. — Не было никакого решения руководителей государства…
Председателя комитета по экономической политике ЗС Михаила Васильева обеспокоило сокращение доли расходов на национальную экономику.
- Я с трудом сдерживаю себя от резкого комментария, — ответил на это министр финансов. — Я много раз просил быть корректными в собственных заключениях. Национальная экономика — это Приангарье, имевшее в 2009 году аномально высокие объемы, это краевые и федеральные деньги в одном кошельке. Краевая бюджетная политика в целом не поменялась.
- Надо представлять вариантный и более предметный подход, — сказал Валерий Сергиенко. — Кроме Ванкора как обстоят дела в других отраслях? Какие меры принимаются по их оживлению? Какова структура валового регионального продукта?
- Безусловно, сырьевая зависимость экономики региона увеличилась — а что мы хотели, запуская Ванкор? — парировал Михаил Котюков. — Можно было представить и несколько вариантов прогноза, но в условиях нестабильности это бессмысленно.
В чем едины были все — и представители правящей партии, и другие фракции, и эксперты Счетной палаты — главная ущербность закона о бюджете в том, что он не основан на комплексной и долгосрочной программе социально-экономического развития края. По причине отсутствия таковой. Она должна появиться в будущем году.
Еще одним моментом истины и согласия стал депутатский наказ правительству: резервы искать в деятельности отраслей.
Бюджет — не закон природы
На сессии ЗС 24 ноября депутаты констатировали: бюджет принимается в очень зыбком виде — никто не может поручиться за то, сколько завтра будут стоить доллар или тонна никеля. Если цены на цветные металлы и курс доллара сохранятся на уровне 2009 года, то мы получим около 3 млрд выпадающих доходов. Соответственно, риск того, что доходы бюджета просто не будут исполнены, очень велик.
- Готовясь к худшему, — говорит Котюков, — мы уже сегодня должны прикинуть — какие из расходных обязательств непременно должны быть исполнены в первую очередь, а какие могут быть перенесены на более поздний срок.
Такой подход, однако, по мнению депутатов, может привести к тому, что торги по проведению некоторых работ опять будут проводиться под конец сезона.
На сессии депутаты снова продолжили тему недостаточно эффективной работы правительства в направлении поиска как можно большего числа источников доходов. Особенно это касалось дополнительных средств на социальные статьи. В докладе министра финансов прозвучала такая информация: если индексировать все статьи, как это делалось раньше, только по собственным расходам дополнительная нагрузка в 2010 году должна составить порядка 120 млрд рублей, при этом наши возможности не превышают 90 млрд, а за три года ежегодной индексации совокупный дефицит бюджета мог превысить 100 млрд рублей. Арифметика не убедила депутатов, посчитавших, что бюджет 2010 года использует далеко не все возможности наполнения казны.
- Закон о бюджете — не закон природы, — подвел итог спорам спикер Александр Усс.
Видимо, он имел в виду, что при изменении ситуации на бюджетообразующих рынках никто не помешает краевой власти пересмотреть параметры главного финансового документа в сторону увеличения как доходов, так и расходов.
По логике радикально настроенных депутатов должно было успокоить то, что бюджет 2010 года оказался еще более социально направленным (53,1% всего объема расходов пришлось на социальные статьи), чем бюджет этого года (43,2%). Однако и такая арифметика на них не подействовала.
- Отказ от индексации социальных расходов бюджета должен непременно сопровождаться и замораживанием роста обязательных платежей и тарифов (коммунальные услуги, вода, свет и т. п. — «ВК»), — сказал Валерий Сергиенко. — Сегодня же происходит совершенно обратное.
Итогом споров стало принятие главного финансового закона края в первом чтении. А завтра в ЗС состоятся публичные слушания по бюджету.
Геннадий Васильев, Евгений Волошинский, «Вечерний Красноярск»