Главная
>
Статьи
>
Экономика
>
Вне кризиса

Вне кризиса

26.11.2009
0

Структура спроса на фармацевтическом рынке не изменилась

Несмотря на то что в массовом сознании кризис отпечатался как глобальное событие, есть рыночные сегменты, не ощутившие или почти не ощутившие на себе его влияние. Аптечный рынок — один из таких сегментов. Здесь колебания спроса по-прежнему определяются сезонностью и массовым психозом.

Лечимся, когда болеем

По данным маркетинговой компании DSM Group, опубликованным в середине минувшего лета, за три весенних месяца 2009 года доля препаратов, отпускаемых аптеками без рецептов (так называемые ОТС-препараты), снизилась на два процента. Колебания спроса в таких пределах наблюдаются ежегодно и с кризисом никак не связаны. Сравнение с предыдущими годами это подтверждает: доля натурального объема ОТС-препаратов за три месяца 2009 года по сравнению с 2008 годом снизилась всего на полпроцента, а по отношению к 2007-му — на процент. Лидером продаж безрецептурных лекарств уже летом был арбидол, занявший самую солидную долю в структуре реализации: больше 3 процентов. 1,6 процента — доля эссенциале в общем объеме, полтора процента занимал оциллококцинум.

- Кризис на этот рынок практически не повлиял, — подтверждает начальник отдела лицензирования и контроля фармацевтической деятельности и деятельности, связанной с оборотом наркотических средств и психотропных веществ, Росздравнадзора по Красноярскому краю Елена Шерстнева. — Люди ходят в аптеку, когда болеют, а это не зависит от того, есть кризис на дворе или нет. Скорее здесь можно говорить о сезонных колебаниях спроса, не более. Конечно, как и во все времена, покупатели выбирают препараты подешевле, но это не главный критерий. Здоровье все-таки дороже денег.

Сегодня безусловные лидеры аптечных продаж — антивирусные и антигриппозные препараты, тот же арбидол. Благодаря пропагандистской накачке ему составили компанию марлевые маски.

Слухи о смерти преждевременны

Реальная картина противоречит прогнозу, который та же компания DSM Group давала в своем годовом отчете за 2008 год. Выводы, содержавшиеся в отчете, гласили: большинство небольших аптечных сетей может закрыться к концу года. В интервью изданию «Время новостей» генеральный директор компании Александр Кузин предрекал: «По-настоящему трудные времена могут настать для небольших аптечных сетей — на 10—20 точек, которые создавались изначально с расчетом на дальнейшую продажу. Покупателей в нынешних условиях может не найтись, тогда им придется закрываться. А люди уже привыкли к низким ценам, замену найти будет сложно. В некоторые скромные аптеки такого типа люди устремляются со всего города и стоят там в длинных очередях. Ведь разница в цене на лекарства по сравнению с другими сетями иногда составляет 50—100 рублей». Стоит подчеркнуть: речь идет, конечно, о столице и столичных аптечных сетях. Хотя и в Красноярске разница в цене на открытые для продажи лекарства порой составляет сумму не меньшую, чем приведена в московской статистике. Но разница в том, что в Красноярске сети в 10—20 аптечных точек трудно считать небольшими. Самые крупные типа «Радуги» или «Енисеймед» насчитывают как раз около двух десятков аптек — крупнее у нас просто нет. И ясно, что создавались они не для дальнейшей перепродажи. Поэтому прогноз столичных аналитиков, как это часто бывает, справедлив для аптечных заведений, расположенных в пределах МКАД.

Впрочем, и в этом случае он вызвал сомнения других аналитиков фармрынка. С выводами DSM Group не согласился директор по маркетинговым исследованиям ЦМИ «Фармэксперт» Давид Мелик-Гусейнов. По его мнению, нынешнее замедление в развитии — всего лишь промежуточный этап. Сети продолжат развиваться, пока к 2010 году им не будет принадлежать 80 % всех аптечных точек. Тогда розница станет основной силой на фармацевтическом рынке, а дистрибьюторы окажутся в зависимом положении. Уже сейчас эта тенденция заметна, хотя сетям принадлежат всего 52 % аптек в стране, считает Давид Мелик-Гусейнов. «Как только сети замкнут на себе значимость фармрынка, цены на препараты повысятся. Лидерам придется много вкладывать в маркетинг, эти затраты немедленно переложат на конечного потребителя. Подорожание лекарств за счет маркетинга составит от пяти до десяти процентов», — сказал он.

Возможно, расходы на маркетинг и впрямь способны повлиять на цену лекарств в рознице. Однако, как считает руководитель территориального органа Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения и социального развития по Красноярскому краю Александр Мелехов, маркетинг — веление времени. Аптечный бизнес — та же розничная торговля, как любая другая, и пренебрегать одним из основных инструментов, позволяющих быть успешным, не слишком умно.

Что же касается прогнозов о возможном сокращении игроков на фармрынке, пока они не оправдались. Как не оправдались и ожидания серьезных изменений в структуре спроса, связанных с кризисом.

Михаил Бауэр, «Вечерний Красноярск»

Рекомендуем почитать