Структура спроса на фармацевтическом рынке не изменилась
Несмотря на то что в массовом сознании кризис отпечатался как глобальное событие, есть рыночные сегменты, не ощутившие или почти не ощутившие на себе его влияние. Аптечный рынок — один из таких сегментов. Здесь колебания спроса
Лечимся, когда болеем
По данным маркетинговой компании DSM Group, опубликованным в середине минувшего лета, за три весенних месяца 2009 года доля препаратов, отпускаемых аптеками без рецептов (так называемые
- Кризис на этот рынок практически не повлиял, — подтверждает начальник отдела лицензирования и контроля фармацевтической деятельности и деятельности, связанной с оборотом наркотических средств и психотропных веществ, Росздравнадзора по Красноярскому краю Елена Шерстнева. — Люди ходят в аптеку, когда болеют, а это не зависит от того, есть кризис на дворе или нет. Скорее здесь можно говорить о сезонных колебаниях спроса, не более. Конечно, как и во все времена, покупатели выбирают препараты подешевле, но это не главный критерий. Здоровье
Сегодня безусловные лидеры аптечных продаж — антивирусные и антигриппозные препараты, тот же арбидол. Благодаря пропагандистской накачке ему составили компанию марлевые маски.
Слухи о смерти преждевременны
Реальная картина противоречит прогнозу, который та же компания DSM Group давала в своем годовом отчете за 2008 год. Выводы, содержавшиеся в отчете, гласили: большинство небольших аптечных сетей может закрыться к концу года. В интервью изданию «Время новостей» генеральный директор компании Александр Кузин предрекал: «
Впрочем, и в этом случае он вызвал сомнения других аналитиков фармрынка. С выводами DSM Group не согласился директор по маркетинговым исследованиям ЦМИ «Фармэксперт» Давид Мелик-Гусейнов. По его мнению, нынешнее замедление в развитии — всего лишь промежуточный этап. Сети продолжат развиваться, пока к 2010 году им не будет принадлежать 80 % всех аптечных точек. Тогда розница станет основной силой на фармацевтическом рынке, а дистрибьюторы окажутся в зависимом положении. Уже сейчас эта тенденция заметна, хотя сетям принадлежат всего 52 % аптек в стране, считает Давид Мелик-Гусейнов. «Как только сети замкнут на себе значимость фармрынка, цены на препараты повысятся. Лидерам придется много вкладывать в маркетинг, эти затраты немедленно переложат на конечного потребителя. Подорожание лекарств за счет маркетинга составит от пяти до десяти процентов», — сказал он.
Возможно, расходы на маркетинг и впрямь способны повлиять на цену лекарств в рознице. Однако, как считает руководитель территориального органа Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения и социального развития по Красноярскому краю Александр Мелехов, маркетинг — веление времени. Аптечный бизнес — та же розничная торговля, как любая другая, и пренебрегать одним из основных инструментов, позволяющих быть успешным, не слишком умно.
Что же касается прогнозов о возможном сокращении игроков на фармрынке, пока они не оправдались. Как не оправдались и ожидания серьезных изменений в структуре спроса, связанных с кризисом.
Михаил Бауэр, «Вечерний Красноярск»