Как городские парламентарии тарифы на услуги ЖКХ отстаивали
Таких жарких споров в стенах городского Совета не было давно. Увлекательное зрелище становится тем интереснее, что после него остается сухой остаток в виде воспоминаний о знакомой с детства басне Крылова — о том, как моська лаяла на слона и как ее посчитали за сильную, так сказать, личность. Аналогия напрашивается сама собой.
«По улицам слона водили...»
В «забияки» на прошедшей комиссии городского Совета по экономическому развитию неожиданно захотели попасть практически все ее члены. Начало работы парламентариев уже было усыпило пришедших журналистов, которые долго добирались по пробкам в надежде на «горячий» материал. Виктор Ящук, как и подобает по уже сложившейся декабрьской традиции, выступил перед депутатами с то ли просьбой, то ли констатацией факта: тарифы на услуги ЖКХ для нанимателей муниципального жилья необходимо повысить на 15%. Иначе, по словам заместителя главы города — начальника департамента городского хозяйства, и быть не может.
— Размер платы за среднестатистическую квартиру площадью 66 кв. м и количеством проживающих три человека должен увеличиться на 181 рубль 50 копеек, при этом с учетом коммунальных услуг размер оплаты увеличится на 555 рублей 36 копеек, — заявил в своем докладе Виктор Ящук. Заявил спокойно, со знанием дела и математически просчитанным взглядом на будущее.
В том же темпе замглавы Красноярска рассказал, что тарифы на воду поднимутся с 1 января на 13%, на тепло — на 14-16%, электроэнергия подорожает на 15%. Правда, чиновник оговорился — некоторые повышения еще не утверждены. Хотя, если учесть, что в расчетах Ящука они заложены, стоит ли сомневаться в их скорейшем утверждении?
На этом, собственно, выступление докладчика закончилось. Депутатам предложили задавать вопросы. С минуту они молчали — то ли присматривались к выступавшему, то ли обдумывали, стоит ли затевать «драку». В этой тишине зашептались журналисты — неужели все так и закончится? Где протесты? Неужели народные избранники согласны с повышением?
Оказалось — не согласны. И начали массовое наступление на начальника департамента городского хозяйства.
«Знать, они сильны...»
Первым задал вопрос Валерий Ревкуц. Он поинтересовался — не уходят ли коммунальные деньги налево? Ведь проверка подконтрольных «Жилфонду» управляющих компаний по факту финансовых нарушений — дело серьезное. Депутат решил сразу расставить все точки над нужной буквой и спросил:
— Оценивая весь жилищно-коммунальный комплекс, как вы думаете, сколько там украли?
От такого прямого и все-таки масштабного вопроса Виктор Ящук даже не вздрогнул.
— Сегодня идет проверка. Проверяет рабочая группа депутатов. Будет заключение — будем делать комментарии, — хладнокровно и даже как будто с вызовом отчеканил Ящук. А потом, чтобы сбить наступающий депутатский порыв, дал краткую справку о том, сколько крыш и подъездов отремонтировано в городе.
Но молодой настрой просто так не собьешь. Всегда яркая и заметная депутат Иванова попыталась добиться от докладчика ответа на простой вопрос — когда же мы будем платить все 100 процентов? Ирина Геннадьевна имела в виду, что квартплату депутаты все повышают и повышают, а конца и края этому не видно.
«А он себе идет вперед...» Виктор Ящук начал отвечать на вопрос про 100 процентов и замешкался (Ирина Иванова выглядела в этот день шикарно). Но после нашел выход из ситуации и начал с депутатом математическую игру в одни ворота. За короткое время он дал такие расклады, что сам едва не запутался, и, казалось, победил представительницу слабого депутатского пола. Но депутат Иванова не сдалась и начала наступление вторым фронтом:
— Выплачивая почти 100 процентов, какое качество мы получаем? Это отдельная тема, я понимаю, но эта тема существует. И второй вопрос — у нас кризис. У нас падают доходы, инфляция... С чем связано повышение стоимости услуг? У управляющих компаний как-то по-другому все считается? У них зарплаты повышаются? У нас сейчас даже бюджетникам зарплаты не повышаются. В чем подвох? — Было слышно, что подобная несправедливость очень волнует депутата.
И тут известный со школьной скамьи сценарий едва не поменялся. Виктор Ящук дрогнул и, скорее всего, потерял нить фактажа, на мгновение забыл о цифрах и расчетах.
— Мы не догоняем даже минимальной платы, которая должна быть. А требовать качества — да, это наше право, но почему мы пытаемся требовать качества... — здесь Виктор Ящук замешкался во второй раз, подбирая слова, — с руководства, в том числе и с департамента?
Кто-то из депутатов откровенно засмеялся, кто-то проявил то ли уважение, то ли силу воли и сдержался. Все-таки серьезный разговор, серьезные люди.
«Совсем без драки...»
— Есть хоть одно технико-экономическое обоснование на повышение? У департамента транспорта, у департамента экономики? Подавалось ли оно в городской Совет? — начал свою атаку Владимир Венедиктов. Депутаты никак не могли понять — за счет чего происходит повышение.
Чувствуя, что проигрывает, Виктор Ящук решил вернуться к началу разговора. Замглавы еще раз заявил, что повышение коснется только маленькой части горожан — тех, кто живет в неприватизированном жилье. А остальные вправе сами решать — повышать или не повышать тарифы. Здесь, к слову, Ящук прав на все сто, только он умолчал, что вслед за «городом» квитанции с большими цифрами получают и клиенты управляющих компаний, и клиенты ТСЖ.
Депутаты, наверное, этого не знали — во всяком случае, докладчику никто об этом не напомнил. Хотя зря — как минимум объективности было бы больше. Вместо этого раз за разом они спрашивали — где обоснование на повышение тарифов?
И тут замглавы не выдержал и запросил помощи — у начальника главного финансового управления Красноярска. Галина Фазлеева долго разговаривать не стала.
— Как можно обосновать вам повышение на пятнадцать процентов? Инфляция — десять и семь, обосновать нужно три процента роста. Как его обосновать, я прям не знаю.
Спустя пару минут Галина Фазлеева все-таки узнала, как обосновать три процента, и озвучила это обоснование всем. Все оказалось до банальности просто:
— Одиннадцать или десять и семь — это уже не требует доказательства. Доказать надо вот эти три процента. И доказывает это увеличение объема работ в 2010 году. Что нужно еще?
Они еще долго спорили о балансах на счетах управляющих компаний, мусоропроводах, статистике, данных Контрольно-счетной палаты Красноярска и вывозе отходов. Просили депутаты дополнительные данные, путали текущий ремонт (его стоимость входит в утверждаемые тарифы) с ремонтом капитальным, говорили о новой схеме субсидий, но все свелось к последнему вопросу, способному по своей значимости прекратить разговоры о повышении тарифов на услуги ЖКХ на ближайшие несколько лет. Оставим его без авторства, поскольку такой вопрос в разных формулировках задал бы любой житель города.
— В городе резко усилилась социальная напряженность. Анализ показывает, что «питательным бульоном» роста напряженности является не мировой финансовый кризис, а сектор, который регулирует руководитель (Ящук. — «ВК»), — это жилищно-коммунальное хозяйство, дороги... У нас ведь есть рост задолженности по квартплате?
Депутат хотел сказать, что повышение тарифов еще больше озлобит людей, говоря языком специалистов — еще больше усилит социальную напряженность. Он пытался на основе данных опроса горожан показать, что «злить» людей не стоит, как минимум пока. Но Виктор Ящук опять воспользовался «помощью друга». Фазлеева была неумолима и основной аргумент депутата, касаемый задолженности по квартплате, своими фактами убила на корню.
— В 2007 году собираемость была 94,9%, в 2008 году — 95,6%, сейчас ожидается 97%, — хладнокровно заявила Галина Фазлеева. Стоит ли говорить, что показатель собираемости в департаменте считают одним из главных критериев качества своей работы? А раз он растет, значит, и качество работы департамента городского хозяйства не падает. Вот и получается, что если проценты растут, то недовольных все меньше, а данные опроса — это, видимо, про что-то другое. Логика ясна и бесспорна. Стоит ли спорить с ведомством Виктора Ящука, депутаты поняли на личном примере. Захотят ли еще?
Сергей Санников, «Вечерний Красноярск»