65 % доходов Черемшанки уйдут в Емельяново
Авиапредприятие «Черемшанка» продолжает терять источники дохода. Теперь на очереди две авиакомпании, которые давали большую часть доходов красноярского порта. Они должны перейти в Емельяново, что может привести к монополизации отрасли.
Потерянные доходы
Малая авиация в крае
По версии министерства промышленности, энергетики, транспорта и связи, эта мера позволит создать дополнительную нагрузку на недозагруженный сегодня аэропорт Емельяново, обеспечив ему дополнительный источник доходов. Однако второй порт — Черемшанка — может просто погибнуть, а это означает, что как минимум 700 человек — работники компании — пополнят ряды безработных.
«На сегодняшний день содержать два аэропорта в крае нерентабельно, — сказано в ответе министерства на запрос „ВК“. — Кроме того, возможность консолидации рейсов в одном аэропорту рассматривается как одна из ступеней создания авиационного хаба в Красноярском крае».
Ко второй части ответа чиновников особых вопросов нет. Однако первая вызывает сомнения, ведь авиапредприятие «Черемшанка» — федеральное предприятие, а значит, содержится на федеральные же деньги. Руководство компании подтверждает, что за последние два года никаких средств из краевого бюджета ни предприятие, ни собственно аэропорт не получали.
Это уже не первый удар по «Черемшанке» — сначала у предприятия забрали один из самых прибыльных портов — Игарку (всего в составе «Черемшанки» было 6 портов). На этом компания потеряла около 47 % своих доходов (именно во столько оценивается доля Игарки в прибыли компании). С уходом же двух вышеназванных авиаперевозчиков предприятию вообще может прийти конец, ведь они дают порядка 65 % доходов последнего оставшегося у авиапредприятия рентабельного порта — собственно Черемшанки.
Такой сценарий развития событий может погубить и без того не самое жизнеспособное аэропортовое хозяйство края. Дело в том, что зарабатывать сами аэропорты малой авиации просто не в состоянии. Несмотря на то что портовые комплексы, как правило, принадлежат Федерации, деньги выделяются лишь на ремонт и содержание самого ценного актива любого аэропорта — взлетно-посадочной полосы (ВПП).
Справедливости ради отметим, что деньги (в форме дотаций) все ж таки выделяются Федерацией, правда, объем этого финансирования не соответствует реальным потребностям портов. Например, аэропорт Мотыгино в этом году получит дотаций на сумму 80 тысяч рублей, а Северо-Енисейск — 400 тысяч (на 123 рейса). При этом только ремонт и сертификация аэропорта Черемшанка в прошлом году обошлись компании в 12,5 млн рублей. Можно возразить, что в том же Мотыгино аэропорт не такой большой и денег требует меньше. С одной стороны, это верно. С другой же — действующие федеральные авиационные правила не дифференцируют малые и большие порты, предъявляя к ним одинаковые требования. То есть в маленьком аэропорту необходимо содержать такие же службы, что и в большом, а это означает, что только штат технических служб в порту с проходимостью примерно 1 самолет в сутки будет около 100 человек. А это как минимум достаточно большой фонд оплаты труда — по ФГУП «Черемшанка» он составляет порядка 10 млн рублей.
И это притом что основной источник — плата за так называемую взлет-посадку, которая взимается с тонны взлетной массы (для больших аэропортов доля взлет-посадки в доходах не превышает 10 %). Для
Неудивительно, что на конец ХХ века было 120 аэропортов, а сейчас осталось только 24. Из них сводят концы с концами 11, да и то не столько зарабатывая, сколько выживая за счет деятельности других подразделений.
Здесь стоит напомнить, что из ранее существовавших в «Черемшанке» 6 портов лишь два были прибыльными — Игарка и Черемшанка. Все остальные существовали исключительно за счет перераспределения средств внутри компании. Теперь же, видимо, перераспределять станет просто нечего.
Ценовой приговор
Как уже говорилось выше, закрытие Черемшанки приведет к тому, что около 700 человек останутся без работы. Однако это не единственная социальная проблема, с которой придется столкнуться.
— Сейчас билет в Туруханск стоит около 9 тысяч рублей, что почти вдвое дороже билета до Москвы, — говорит глава Туруханского района Симона Юрченко, — после перевода «КрасАВИА» и «КАТЭК-Авиа» в аэропорт Емельяново цена их вырастет минимум на 40 %.
Если учесть, что две вышеназванные авиакомпании занимают доминирующее положение на рынке перевозок грузов и пассажиров в северных районах края, становится понятной озабоченность главы северной территории.
Произойти ожидаемое удорожание билетов должно вследствие изменений аэропортовых сборов, которые в Емельяново много больше, чем в Черемшанке. В министерстве, однако, уверяют, что этого не произойдет — сборы для малых авиапредприятий останутся на том же уровне. Эксперты рынка меж тем уверены, что такого не будет, поскольку вряд ли аэропорт пожертвует долей своей прибыли ради социальной функции малой авиации. Если же минтранс выполнит свое обещание, говорят эксперты, то может начаться своеобразная дискриминация, когда «большая» (магистральная) авиация станет пользоваться преференциями перед малой.
Высокие сборы не единственное, что может сказаться на цене билетов.
— Если закрыть Черемшанку, то при полетах, например, из Игарки борт будет вынужден брать запасную полосу в Абакане или Кемерово (сейчас Емельяново или Черемшанка), — говорит генеральный директор «КАТЭК-Авиа» Сергей Родькин, — что приведет к снижению коммерческой загрузки рейсов минимум на 30 %, это опять же скажется на цене билетов.
Рост цены билетов приведет к тому, что загрузка рейсов сойдет на нет, сильно затруднив возможность авиакомпаний зарабатывать.
«Пока рано однозначно говорить о переводе рейсов „КрасАВИА» и «КАТЭК-Авиа“ из аэропорта Черемшанка в аэропорт Емельяново, — сказано в официальном ответе министерства, — в настоящий момент обсуждается и проводится экономический анализ возможности такого перевода, проводятся консультации с Минтрансом РФ».
Однако, как стало известно «ВК» из неофициальных источников, в «КрасАВИА» уже готовится новое расписание рейсов из Емельяново.
Минус порт
Как уже отмечалось выше, перевод «КрасАВИА» и «КАТЭК-Авиа» и, как следствие, рост цен на билеты может попросту сгубить малую авиацию в крае. Механизм довольно прост — авиакомпании не смогут зарабатывать, ведь люди просто перестанут летать по дорогим билетам. С такой ситуацией уже столкнулись в «КАТЭК-Авиа» на примере Мотыгино, где люди предпочитают не лететь самолетом до Красноярска, а переправляться через Енисей и добираться до перевалочных пунктов с помощью судов на воздушной подушке, деятельность которых, кстати сказать, никак не регламентирована. Нет никакой гарантии, что и с остальными малыми портами края не произойдет той же истории.
Ряд экспертов рынка, однако, полагают, что сколь-либо значимых изменений на рынке после смены двумя основными игроками аэропорта базирования не произойдет, поскольку основной источник заработков малых авиакомпаний — это чартеры, доля которых в доходах достигает 70 %. Регулярному же сообщению принадлежат лишь оставшиеся 30 %.
Однако здесь тоже не все так гладко: дело в том, что после смены порта базирования, а следовательно, и повышения аэропортовых сборов изменится (в сторону увеличения) и цена чартерных перевозок. Единственный, кто сможет сохранить цены на прежнем уровне или хотя бы не так сильно их повышать, это дотируемый из краевого бюджета «КрасАВИА». Остальные же будут вынуждены их повысить, что может привести к оттоку клиентов из других компаний к «КрасАВИА». При такой политике не далек тот день, когда на рынке малой авиации останется одна-единственная компания. А вот здесь уже никто не будет застрахован от роста цен на ее услуги.
Евгений Волошинский, «Вечерний Красноярск»