Край рискует остаться без наземных служб сопровождения
Плачевное состояние малой авиации сказалось и на наземных службах сопровождения. Единственный выход для радистов и метеорологов - объединение с аэропортами. Однако ни те, ни другие не спешат объединяться.
Воздушная пропажа
Одной из ключевых проблем региональной авиации в Красноярском крае по-прежнему остается работа наземных служб обеспечения. И речь идет даже не об аэропортах, о чем «ВК» писал еще весной этого года. Речь о службах, обеспечивающих прохождение рейса, - метеорологической и радиосопровождения. Работа этих структур далека от совершенства.
- Нередки случаи, - рассказывает генеральный директор авиакомпании «КрасАВИА» Николай Фатьянов, - когда авиапредприятиям приходится совершать поисково-спасательные вылеты, а на самом деле борт просто не может выйти на связь с диспетчером.
Конечно, в авиационных правилах прямо сказано, что экипаж должен любыми путями выйти на связь в установленное время. Но звучит это довольно странно - интересно, где должен искать экипаж вертолетов или самолетов средства связи, находясь в воздухе?
Раньше эта проблема решалась с помощью сети малых портов, которых по краю было порядка 120. Они покрывали связью всю территорию края. Теперь же, когда около 100 портов закрыты, начали возникать такие проблемы.
Все это, кстати сказать, происходит на фоне того, что в крае действует целая программа обновления материально-технической базы аэронавигации. Правда, пока решить проблему не получается - аэронавигационный комплекс, по сути, оказался оторван от аэропортов.
Другая системная проблема малой авиации в крае - работа метеорологической службы. Она порой не может передать свои данные на самолеты, что подвергает пассажиров и экипаж опасности, и попросту оказывается не в состоянии собрать точный прогноз на конкретную территорию.
Проблема в том, что после развала советской системы авиационной метеорологии немалая часть оборудования оказалась бесхозной, не попав ни во вновь созданную службу метеорологии, ни в аэропортовые комплексы. По сути, это привело к тому, что сегодня на территории края есть ряд «белых пятен», прогнозировать изменения погоды в которых можно лишь с очень большой погрешностью.
Системный тормоз
Текущая ситуация в крае сложилась еще в конце прошлого века, когда действовавшая в тот момент система авиаотрядов, включавшая в себя и метеорологический, и аэронавигационный комплексы, развалилась, а составные ее части стали независимыми предприятиями.
Причем денег на поддержание работоспособности этих служб выделялось катастрофически мало. Притом что большая часть объектов этих структур изначально были дотационными и сами себя прокормить не могли. Неудивительно, что в тот момент большая часть этих комплексов была брошена за неимением денег даже на то, чтобы просто работать, - самые нерентабельные из них стали закрывать.
Уроки истории не должны бы пропасть даром, и, говоря сегодня о возрождении малой авиации в крае, нельзя забывать и о восстановлении наземных, обеспечивающих полеты служб.
- Объединение метеорологической, аэронавигационной служб с аэропортами - это единственное решение в текущей ситуации, - говорит Фатьянов. - Только это позволит нам сохранить весь наземный авиационный комплекс.
Однако заработки аэропортов малой авиации столь низки, что поддержание в жизнеспособном состоянии наземного комплекса может стать для них непосильной ношей.
Выходом могла бы стать практика той же «КрасАВИА», которая объединяет летную и аэропортовую деятельность, что позволяет портам зарабатывать. Часть средств можно пустить на поддержание работоспособности всего наземного авиационного комплекса.
- Без оперативных и адекватных решений, - говорит Фатьянов, - уже в ближайшем будущем мы можем остаться без эффективного метеорологического и аэронавигационного комплекса. Еще чуть-чуть, и восстановить его будет уже невозможно.
Правда, пока и краевая власть, и чиновники от авиации, и сами авиаторы предпочитают громкие слова конкретным действиям. Где взять на все это деньги - основной вопрос. Вероятно, все ждут действий федерального правительства. И, похоже, ждут зря.
Глеб Панфилов, «Вечерний Красноярск»