Главная
>
Статьи
>
Общество
>
В этом городе снег

В этом городе снег

11.12.2009
11

Почему зимой красноярские дороги похожи на полосу препятствий

На прошедшем в понедельник совещании глава города Петр Пимашков поставил тройку своим подчиненным за то, как они справились с обрушившимся на Красноярск снегопадом. Начальник департамента городского хозяйства Виктор Ящук и директор «Специализированного автотранспортного предприятия» Сергей Бекиш получили выговоры и лишились ежегодных премий. К слову, мэра во время снегопада в Красноярске не было, и, возможно, наказания были бы намного суровее, если б Пимашков видел все своими глазами.

Аномально

В конце ноября всего за несколько дней в городе, по данным метеорологов, выпала месячная норма осадков. За неделю высота снежного покрова в городе превысила норму на 40 см. Что творилось на дорогах Красноярска, видели все. Как убирали снег с улиц города, пытались увидеть многие. Увидела — малая часть тех, кто хотел. Cнегоуборочная техника на дорогах — редкий участник дорожного движения.

Специалисты департамента городского хозяйства все свои просчеты привычно списали на отсутствие финансирования (оно действительно невелико — на 2009 год выделено лишь 25 % от необходимого) и на самих горожан, которые, припарковав свои машины на обочинах, мешали работать снегоуборочной технике. Неожиданно списали беды и на журналистов, которые ежедневно весь кошмар показывали и про него писали. Заявление заместителя начальника департамента Михаила Малыхина стало абсолютным признанием в беспомощности. Все-таки годовой круговорот проблем наложил отпечаток, нервы не выдержали, и на пресс-конференции чиновник сорвался. Получился такой годовой психологический срыв.

— У вас везде выносится негатив, — заявил чиновник. — Вам не нравится, как укладывается асфальт, вам не нравится, как убираются улицы, вам не нравится, как работает ливневая канализация, вам не нравится, как трава косится.

По странной случайности, все это не нравится и главе города. Подобные большие совещания мэр проводил и по поводу потопов после ливней, и по поводу уборки мусора, и по поводу укладки асфальта. И везде Петр Пимашков выносил негатив, отчитывал чиновников и просил лучше работать. Видимо, не помогло.

Система

В Красноярске рынок компаний по уборке улиц и рынком-то не назовешь. Во-первых, все они муниципальные, во-вторых, хоть и участвуют в аукционах городской администрации на право обслуживания того или иного участка города, никакой конкурентной борьбы среди них нет. Ведь понятно, что свой кусок пирога достанется каждому. Да и какой может быть рынок, если компании живут на муниципальные крохи?

— Сами посудите, — говорит один из начальников районного ДРСП (после совещания у главы города директор решил не называть свою фамилию, на всякий случай), — как мы можем мобилизовать силы в такой снегопад, если денег до конца года осталось, что называется, кот наплакал? То, что нам выделили на 2009 год, при нормальном расходовании средств — таком, каким оно должно быть, — хватило бы на четыре месяца. Я понимаю, что денег в бюджете нет, но почему мы за это должны до предела экономить и потом еще «получать по голове»? Мы бы и рады вывести бригады в ночь — у меня мужики, например, были согласны выйти, — только чем потом людям платить? За спасибо никто работать не будет.

— Техника поступает периодически, с такой же периодичностью ломается, — продолжает собеседник «ВК». — Опять же, дело ведь не в технике, а в деньгах. Будет финансирование — будет ГСМ, будут запчасти, будет быстрый ремонт. Это тоже неправильно, если б в каждом районе стояло по десять грейдеров. Да, со снегопадом они справятся быстро, а что потом делать с ними? Нужно больше развивать сотрудничество — договариваться, брать в аренду технику на месяц-два во время сильных снегопадов. Это будет намного дешевле.

Менять подобную систему распределения нагрузки по уборке улиц в мэрии не собираются. Впрочем, в этом нет особой нужды. Схема проста и правильна, только есть в ней своя «ахиллесова пята» — огромная зависимость от бюджетного финансирования и невозможность заниматься коммерческой деятельностью, а значит, отсутствие шанса заработать деньги самостоятельно.

Крайние

— Снегопада давно такого не было. Техника не готова, люди не готовы, — говорит прораб ДРСП Октябрьского района Михаил Метелкин. — Мы работаем практически себе в убыток: перерасход ГСМ, люди с ног валятся. Вот говорят, дорожники не хотят работать, а люди из сил выбиваются. Сутками пашут в выходные, в праздники.

Но в правилах уборки улиц от снега ссылок на аномалии, к счастью или к сожалению, нет. Работать дорожные службы должны по нормам, которые не учитывают подобные капризы природы.

Снегоуборочная техника должна появиться на дорогах максимум через 4 часа после снегопада. За это время с проезжей части на обочину должен быть убран снег и сформирован так называемый вал. На то, чтобы его убрать, у дорожников есть 3-5 суток на «важных» улицах и 5-7 на второстепенных. В ДРСП Октябрьского района нам заявили — эти нормы для обычной ситуации, во время снегопада их можно соблюсти только при наличии громадного количества техники и людей. А техники, как оказалось, в городе в обрез — на дорогах Красноярска работает всего 21 грейдер. На большом мэрском совещании глава города нехватку признал, подчиненные ответили, что купят еще.

— Финансирование урезается, — возмущается Метелкин. — А сроки уборки — наш главный показатель, вот и остаемся крайними.

В распоряжении ДРСП Октябрьского района один грейдер. Как таким количеством техники убрать проспект Свободный, улицы Высотную, Киренского, Копылова и Тотмина за положенные четыре часа — вопрос из области фантастики. Оперативной уборке не помогла даже сторонняя помощь — четыре дня на дорогах города работала спецтехника компании «КрасКом». В сообщении городской администрации говорится, что генеральный директор компании Анатолий Матюшенко откликнулся на просьбу города, только вот сам он, наверное, того не ведая, расписался в не очень большой эффективности такой помощи.

— Ни в одном городе мира нет транспортных средств, готовых в одночасье убрать весь выпавший снег. Я могу оценить это как хозяйственный руководитель, как человек, профессионально опытный в вопросах организации работы жилищно-коммунального хозяйства, — рассказал Матюшенко.

Почему профессионально опытные специалисты не соберутся все вместе и не договорятся, как решать дорожные проблемы, непонятно. Ситуация повторяется из года в год, и каждый раз крайними остаются дорожники, на которых нападают со всех сторон.

— Вот я читаю прессу, — делится проблемами Михаил Метелкин, — там написано, что ГИБДД уже составила 37 протоколов за ненадлежащее обслуживание дорог. Сидят в кабинете, протоколы составляют. Нам вот выписали три протокола — каждый по три тысячи рублей штрафа. И какую я зарплату получу? Нас лишили практически заработка. Просили патрульную машину, чтоб нас сопровождали, — ничего не дали. Сопровождают они там, контролируют, да нихрена этого нет — они картину гонят, вот и все. Самое смешное — мы работаем, где-то под знаки заезжаем, где-то «против шерсти», так у одного из наших трактористов права забрали, представляете! Сейчас хоть протоколы перестали составлять, может, немного поняли, уразумели.

Между тем качеством уборки улиц заинтересовалась городская прокуратура. Ведомство провело проверку оперативности работы дорожных служб и выявило многочисленные нарушения. В частности, своевременно не убрали снег на улицах Железнодорожного и Советского районов. Впрочем, учитывая то, что сказал выше Михаил Метелкин, все это похоже на поиск крайнего.

А вот другой пункт заключения прокуратуры больше похож на объективную оценку. Он гласит о том, что из необходимых средств на уборку улиц выделено всего 25 %. Глава надзорного органа внес и. о. мэра города Константину Филиппову представление с требованием принять дополнительные меры для устранения нарушений законодательства. В том числе и изыскать дополнительные средства на содержание улично-дорожной сети за счет экономии.

Свои претензии к дорожникам есть и у ГИБДД. По информации инспекции, из-за плохого состояния дорог в городе за пять дней снежного «раздолья» в авариях погибли 2 человека и почти три десятка получили травмы. Какие еще показатели должны быть, чтобы в департаменте городского хозяйства изменили отношение к своим обязанностям и работали, как мечтает мэр, на твердую пятерку?

Сергей Санников, «Вечерний Красноярск»

Рекомендуем почитать