Главная
>
Статьи
>
Общество
>
Золотые буквари

Золотые буквари

14.12.2009
0

Небольшой книжный магазин в центре города с началом учебного года становится местом паломничества родителей всех красноярских школьников. Вообще здесь всегда людно, но в сентябре-октябре очереди стоят как от смерти. Выбор хороший: практически бе­зошибочно можно сюда прийти (а учителя чаще всего именно сюда и отправляют) и купить нужный учебник.

Книжная лавка: жесткий подход

Суббота. В торговом зале не протолкнуться. Концентрация секьюрити на квадратном метре выше, чем в банке. Из четырех касс работают три. К каждой — стоять и стоять. Ну, я и стою. Как обычно, длинная очередь — площадка для обмена житейской мудростью.

Дама, стоящая позади меня, покупку учебника по литературе поручила сыну-шестикласснику: сама вырваться с работы в будний день не может, а учебник нужен немедленно. «Опознавательные знаки», сообщенные ребенку — автор и издательство, — не помогли. Мальчик купил книгу «не того» года выпуска. Но тут и взрослый запутается: вон она, литература эта, стоит рядком на полочке — издания с 2005-го по 2009 годы. Картинки на обложке и то не отличаются. Учитель купленный учебник забраковал, книжный магазин его обратно не принял (соответствующее объявление на стенке честно об этом предупреждает), 300 рублей из семейного бюджета ушли в никуда, мама приехала за новой литературой. Кстати, в магазине сейчас проходит акция — учебники, изданные до 2008 года, продаются со скидкой. Интересно, на что расчет? На то, что ненужную книгу по дешевке купить не так обидно?

Еще одна соседка по очереди приехала за 400 км, из другого города: учебник по математике им выдали в школе, а задачника к нему нет ни в библиотеке, ни в местных книжных магазинах. Пришлось ехать в Красноярск — молва об учебно-методической чудо-лавке распространилась по всему краю, так что она — прямиком сюда: учитель посоветовал.

Простояв 40 минут, я тоже обзавожусь собственной историей. Моя ситуация — как у приезжей покупательницы: нужный мне учебник — в двух частях. Первую часть выдали, вторую велели купить. Поскольку на полках он представлен в разно-образных вариантах — и упаковка «два в одном», и разрозненные тома, причем второй явно количественно преобладает, — я беру то, что мне нужно, и отправляюсь в кассу.

«Этот учебник продается у нас только в комплекте, — заявляет кассир. — Вы должны купить обе части». — «Мне не нужны обе. Тем более вон они у вас, по отдельности стоят, и ценники отдельные — на комплект и на каждую часть». — «Я не в курсе, идите к администратору». Иду. Обращаю внимание администратора на очевидные вроде бы вещи. «Это все вы, покупатели, виноваты. Берете по одному тому, а у нас, между прочим, с издательством договор. Или покупайте целый комплект, или уходите».

Завидуя покупателям, которые оказались напористей меня, иду к кассе: время и нервы потрачены, ребенку нужен учебник, а найдется ли он еще где-нибудь — бог весть. Переплачиваю ровно вдвое — при этом вижу, как на мониторе выскакивают две отдельных строки с ценой — на первую и на вторую часть. Мою правоту подтверждают и сайты книжного магазина и издательства, с которым «заключен договор»: и там, и там существуют три самостоятельные прайсовые позиции: комплект из двух частей, часть первая, часть вторая. Кстати, заказать нужные учебники по Интернету выйдет существенно дешевле: «торговая накрутка» на каждую книжку в магазине стандартная — примерно 60 рублей (то есть от 15 до 40% стоимости) — и это при том, что на сайте издательства уже указаны розничные цены. Чужую прибыль считать негоже, но легко представить, какой она будет — при таких-то очередях и при таком подходе к обслуживанию покупателей. Вот хотя бы я и две мои «коллеги по очереди» с легкостью отдали магазину порядка 600 рублей в буквальном смысле НИ ЗА ЧТО: за не подошедший учебник, который нельзя вернуть, и за две части двух двухтомников, которые у нас уже есть.

Впрочем, деньги впустую потратили все без исключения родители, самостоятельно купившие учебники: в этом году обеспечение школ края учебной литературой полностью взяло на себя государство. Вы не знали?..

Человеческий фактор против краевого бюджета

В августе в региональных СМИ прошла информация: в 2009-2010 учебном году все школьники края — с 1-го по 11-й класс — получат бесплатные учебники по обязательным для изучения предметам. При этом представители краевого министерства образования и науки особо подчеркивали: если в 2008 году за счет краевого бюджета учебниками обеспечивались только дети из так называемых льготных категорий — сироты, воспитанники интернатов и детских домов, дети из многодетных и малообеспеченных семей, — то теперь книжек хватит всем: ведь, несмотря на все «кризисные» корректировки краевого бюджета, эта статья расходов не только не сократилась, но увеличилась больше чем втрое — с 33 млн рублей в 2008-2009 учебном году до 100 млн в нынешнем. Родители за свои деньги покупают только то, что идет «прицепом», — прописи, контурные карты, рабочие тетради, пособия по факультативным занятиям и предметам так называемого «школьного компонента».

Тогда — откуда эта давка в книжных магазинах? Почему в сентябре родителям снова были предъявлены списки из обязательных к покупке учебников, причем минимальный «чек» тянул на тысячу рублей, средний составлял 2500-2700, а верхнего предела вообще не было видно?

На сайте краевого министерства образования и науки, в разделе «Вопрос-ответ», то и дело появляются новые родительские претензии, причем «география» их самая широкая: тут и отдаленные города края, и его столица; а в самой столице — школы и центральные, и окраинные. А проблема у всех одинаковая: родителям приходится покупать «бесплатные» учебники, причем по основным предметам — литературе, алгебре, иностранному языку...

Одна из мам, обратившихся на сайт местного минобра, завершает свое письмо риторическим восклицанием: «Зачем ВРАТЬ ВСЕЙ СТРАНЕ, что ВСЕ дети обеспечены учебниками?!» Но в том-то и дело, что учебников в край доставлено сколько надо. Просто нередко они остаются лежать на складах и в библиотеках мертвым грузом.

Любовь Черепова, главный специалист министерства образования и науки Красноярского края, рассказала о том, как учебники попадают в школьные библиотеки и... почему этого иногда не происходит:

— Составление заявок на получение учебников начинается в феврале. Сначала — на уровне школы. И здесь должны вместе работать учителя-предметники, классные руководители, библиотекари. Их задача — определить, по всем ли предметам хватает учебников ученикам их школы, указать недостающие позиции, затем — передать заявку «наверх», в управление образования города или района. На этом уровне заказ формируется с учетом муниципального обменного фонда. Если, к примеру, местным школам нужно 300 экземпляров того или иного учебника, а в обменном фонде уже есть 200 экземпляров, то заявку муниципалитет сделает на 100. Муниципальные заявки поступают в краевое министерство образования (к слову, заявка на учебники — это официальный документ, он у нас хранится два года). Согласно этим заявкам мы и закупаем учебники. В этом году мы полностью удовлетворили заказы всех муниципалитетов.

— То есть школа получает не деньги на покупку учебников, а сразу книги?

— Да. И прежде всего потому, что если школы будут покупать учебники сами, выйдет почти в 2,5 раза дороже, а для отдаленных районов — и в 3, в 4 раза. Мы работаем напрямую с издательствами, и они дают нам солидные скидки. Соответственно, мы экономим бюджетные средства.

— Если все так, почему родителям приходится покупать учебники?

— А это мы никак учителей не можем к порядку приучить. Вот абсолютно реальные ситуации. В классе 25 человек, двадцати выдали новые учебники, пяти — подержанные, учитель предлагает классу «скинуться», чтобы всем купить одинаковые. Или: учитель работал по учебнику русского языка, ну, например, автора Климановой — с учетом этого и формировался заказ. И вдруг 1 сентября учитель «передумал» и решил учить детей по другой программе... Или классный руководитель попросту не подал заявку вовремя. Все это в чистом виде человеческий фактор. Объективных причин для покупки учебников родителями здесь нет. Хотя «экстренные» ситуации, конечно, случаются. В этом году, например, в Советском районе, где сейчас новостройки сдаются одна за другой, учебников заказали на 7 первых классов, а набрали 10. Но в этом случае родители составили официальное письмо, подтверждающее, что они не против покупки книг.

— Если в библиотеке есть учебник, скажем, 2006 года издания, вправе ли учитель требовать покупки книги того же автора, но более позднего года выпуска?

— А это называется — изощряются учителя. Во-первых, согласно санитарным нормам срок службы учебника составляет четыре года. Во-вторых, учебники, прошедшие процедуру грифования по новым правилам (а они приняты в 2005 году), не могут считаться устаревшими. Да и пособия, вышедшие до 2005 года, но успевшие получить нужный гриф, соответствуют современным требованиям. Давайте рассуждать здраво. Ну не может, к примеру, автор Коровина, которая пишет учебник по литературе с 2002 года (переиздается он, кстати, ежегодно), вдруг в 2009-м радикально изменить его концепцию. Возможно, в новом учебнике слегка поменялся дизайн, или добавился один текст, или изменился порядок изучения произведений. Но другая картинка на обложке еще не означает, что учебник не годен.

— Какие меры вы принимаете по обращениям недовольных родителей?

— Прежде всего — связываемся с директором. А он, кстати, нередко и не знает, что у него под носом такое творится. Уже в этом учебном году мы проверяли ситуацию в одной из красноярских школ (поводом послужило электронное письмо мамы шестиклассника). Классу на момент составления заявки не хватало пяти учебников. Классный руководитель не сообщил об этом библиотекарю, а тот сам их наличием не поинтересовался и в районный обменный фонд не обратился. В итоге книги пришлось покупать родителям, хотя в районном фонде они были. Директор узнал об этом уже от нас. А узнав, наказал и классного руководителя, и библиотекаря...

Кому это выгодно?

Давайте попробуем разобраться, кто же «наживается» на учебниках.

Авторы. Они получают гонорар от каждого переиздания их труда. Его размер колеблется от нескольких тысяч рублей до десятков тысяч долларов. Зависит это от нескольких факторов: тиража, полиграфии, раскрученности издательства; от того, является учебник «рекомендованным» Министерством образования РФ или всего лишь «допущенным»; а также от того, идет ли речь о переиздании «старого» учебника или об издании «дополненном и переработанном». Авторов, прошедших министерский «тест на благонадежность», чрезвычайно много: перечень рекомендуемой учебной литературы только для начальной школы содержит 231 (!) наименование. Очевидно, их авторы, чтобы выдержать конкуренцию, вынуждены регулярно «дополнять и перерабатывать» свои труды.

Издательства. Ежегодно цены на учебники поднимаются на 20-30%. Издательства ссылаются на удорожание бумаги, повышение гонораров авторам, удорожание экспертизы учебника... На деле последние два пункта актуальны, только если речь идет о новом (или обновленном) издании. Иногда издательство и автор идут на совместную «военную хитрость»: «усовершенствование» учебника зачастую состоит в дополнительной иллюстрации или замене одного текста на другой. Но стоить оно будет уже по-новому. И спровоцирует новую волну спроса. И будет жизнеспособно еще несколько лет: гриф «рекомендован» или «допущен» присваивается на пять лет, соответственно, новых разрешений на переиздание учебника в течение этого срока не требуется. Кстати, согласно последним требованиям, учебник должен включать в себя программу только одного года обучения. То есть никаких учебников за, например, 5-6-й классы — либо пятый, либо шестой, по отдельности. Для авторов и издательств это открывает новый «фронт работ», даже если по существу в «разделенных» учебных пособиях ничего не меняется. При этом выпуск учебника для одного класса, но в двух частях — излюбленный ход издательств, ведь это — дополнительный доход и для них, и для продавцов: тут и торговая накрутка на каждую часть, и экономия гонорарного фонда, и т.д. и т.п.

Учителя. Про красноярских учителей не скажем, но в обеих российских столицах распространена такая практика: учителя, получая от книготорговцев небольшой процент, направляют родителей за покупкой учебников в конкретный магазин. Примерно по такой же схеме «сотрудничают» врачи и фармацевты.

Книготорговцы. Ну, тут дополнительно ничего разъяснять не стоит. Магазинам выгодна любая нечеткость при распределении учебников. И не важно, вызвана она коррупционными мотивами или просто небрежностью отдельных людей. Спрос на услуги небольшого книжного магазина в центре города при таком раскладе всегда будет ажиотажный.

Вот и получается, что интересы очень многих взрослых и ответственных людей совпадают. Родителям с этой многоголовой гидрой приходится сражаться в одиночку. А в тылу у них — дети, которых, если не купишь учебник или вздумаешь жаловаться, в школе могут запросто «заклевать».

Исход такой битвы однозначен.

Подвиг отказчика

«Отказались бы вы от покупки учебников, если бы знали, что требование их приобрести — противозаконно?» — такой вопрос мы задали читателям «Града».

— Нашим мнением по этому поводу в школе поинтересовались, только когда кто-то из родителей пожаловался в гороно, даже письменный опрос устроили, — рассказывает Лариса, мама пятиклассника. — А до этого просто поставили перед фактом: надо купить — и все, без объяснений. Даже если кто-то потом и выразил несогласие с покупкой — это все равно ничего не меняло: книги-то уже куплены. А на собрании, посвященном обсуждению «инцидента», классный руководитель нас еще и отчитала: мол, оглянитесь вокруг — сколько покупают родители из нашей параллели, из других школ, а вы еще жалуетесь. Как будто это оправдание.

— Когда на перекличке нам дали список книг, которые надо купить, некоторые возмутились — мол, в новостях слышали, что в этом году все учебники бесплатные, — говорит мама двоих школьников Анна. — Так их остальные родители «зашикали»: неужели на собственных детей и на родную школу денег жалко, уж, дескать, не позорились бы. Думаю, на открытый конфликт никто не рискнет пойти. Если, конечно, планируется, что ребенок и дальше будет учиться в этой школе.

— В начале учебного года нам сказали купить учебник и рабочую тетрадь по информатике, — рассказывает папа пятиклассника Михаил. — Пока ждали выходного, чтобы до магазина дойти, ребенок успел двоек нахватать — за то, что учебника нет. И только через два месяца мы случайно выяснили, что информатика в пятом классе — вообще необязательный предмет: она изучается с 8-го. Это наша школа по собственной инициативе ее в программу включила. А в этих случаях должны (как оказалось!) мнение родителей спрашивать. И, конечно, никакого обязательного посещения занятий, обязательной покупки учебников и тем более двоек в подобных ситуациях быть не может. Но откуда бы мы об этом узнали?..

— Мне все это напоминает ситуацию примерно десятилетней давности, когда врачи в поликлиниках активно навяливали пациентам «чудодейственные» лекарства и БАДы или отправляли в единственно возможную аптеку, — говорит Людмила, мама третьеклассницы. — И, естественно, имели за это свой процент. Понимаю: абсурдно думать, будто у учителей существуют какие-то договоренности с книжными магазинами. Но если так не думать, то происходящее вообще необъяснимо...

Журнал «Град», Юлия Старинова

Рекомендуем почитать