Главная
>
Статьи
>
Политика
>
Московские зарплаты

Московские зарплаты

15.12.2009
0

Сколько будут получать чиновники на местах

Федеральный Минфин предлагает запретить региональным властям самостоятельно устанавливать размер заработной платы для своих чиновников. В ведомстве разработали специальный законопроект, который нашел понимание в правительстве и будет рассмотрен на заседании Госдумы.

Получать «другие» деньги региональные чиновники — представители исполнительной власти — могут начать уже с 1 января 2010 года. Суммы заработных плат для них определит федеральное правительство, если проект закона, который предложило Министерство финансов в минувшую пятницу, будет одобрен.

Посчитали

Проект закона «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации в части регулирования вопросов оплаты труда работников органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, а также работников государственных учреждений субъектов Российской Федерации и муниципальных учреждений» может стать новой вехой в истории российского чиновничества.

Специалисты Минфина провели анализ заработных плат на местах и выяснили, что оплата труда высших должностных лиц субъектов Федерации значительно завышена. Кроме того, их заработок никак не соотносится «с результатами деятельности и финансовыми возможностями региональных бюджетов» и не учитывает «неэффективности управления бюджетными расходами в части расходов на содержание органов государственной власти субъектов РФ», говорится в пояснительной записке министерства. В документе также сказано: «Недостаточной оказалась и действенность механизма ограничения расходов органов государственной власти субъектов РФ через установление нормативов в зависимости от доли межбюджетных трансфертов в собственных доходах регионального бюджета». Другими словами, Минфин обвинил региональные власти в том, что те живут не по средствам, особенно в дотационных регионах.

Там, где зарплаты в кризис растут

Согласно предложению ведомства Алексея Кудрина система определения предельного размера оплаты труда высших должностных лиц субъектов Российской Федерации будет устанавливаться исключительно правительством. Причины, подтолкнувшие Минфин пересчитать зарплаты региональных чиновников, просты. Взять хотя бы то, что некоторые представители власти на местах официально получают больше, чем премьер-министр и президент. Среднемесячная зарплата высших должностных лиц субъектов Федерации до сих пор значительно разнилась: от 55,5 тыс. до 352,5 тыс. рублей. В среднем в месяц Дмитрий Медведев получает в настоящее время 244 тыс. рублей, Владимир Путин — 204 тыс. рублей, а министры в правительстве — 164 тыс. рублей.

Официальные зарплаты субъектов очень велики, и это без учета «установленных районных коэффициентов и процентной надбавки к заработной плате за работу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в южных районах Восточной Сибири и Дальнего Востока», говорится в пояснительной записке.

В рамках законопроекта предлагается, чтобы региональные власти при установлении размеров должностных окладов и окладов за классный чин своих сотрудников были ограничены рамками общероссийского законодательства. Эти изменения Минфин предлагает зафиксировать в законе «О государственной гражданской службе Российской Федерации». Сейчас должностные оклады чиновников определяются региональными нормативными актами.

Согласно данным независимых экспертов, содержание органов федеральной власти очень обременительно для российских граждан. Согласно еще августовскому докладу компании ФБК «Сколько стоят чиновники? Расходы регионов в кризис», за первые полгода 2009 года содержание федеральных чиновников обошлось в 927 рублей на каждого россиянина (рост затрат составил 16,5%), региональных — в 711 рублей (+5,9%). Лишь 28 регионов снизили затраты на госуправление.

Наибольший рост расходов на госуправление в I полугодии 2009 года по сравнению с соответствующим периодом 2008 года, по данным ФБК, показали Республика Саха (Якутия) — на 34,4%, Ненецкий АО — на 34,1%, Новгородская область — на 33,9%. Регионы — лидеры по снижению расходов на чиновников: Башкирия — на 19,7%, Бурятия — на 16,9%, Татария — на 15%.

За I полугодие 2009 года, указывает Росстат, средняя зарплата регионального чиновника выросла на 8,5%, достигнув 32,8 тыс. рублей, а федерального — на 14,1%, достигнув 23,4 тыс. рублей. Беднее всех муниципальные служащие со среднемесячной зарплатой в 23,0 тыс. рублей: их довольствие выросло с января по июнь на 9,4%.

Комментарии

Алексей Клешко, депутат Законодательного собрания Красноярского края:

— Будем смотреть этот проект. Конечно, неправильно, когда кто-то в регионе устанавливает зарплаты выше, чем в Федерации. Мы должны обеспечивать единство государственной службы на территории страны. Если говорить про край, то у нас эта проблема была решена изначально. Мы в свое время учитывали ту шкалу заработных плат, которая была принята на федеральном уровне для федеральных чиновников, замещающих примерно аналогичные должности. Естественно, с понижающим коэффициентом. Поэтому для нас в этой ситуации, я надеюсь, ничего не изменится.

Раиса Кармазина, депутат Государственной Думы:

— Прерогатива субъектов назначать чиновникам заработные платы по своему усмотрению понятна — где, как не в субъекте, владеют информацией и принимают бюджет, однако, я считаю, должны быть определены конкретные границы. Это, кстати, касается и пенсионного обеспечения и численности парламентов. Об этом как раз недавно говорил президент. У нас ведь есть даже сверхдотационные двухпалатные парламенты — и это явный перебор. Мое твердое убеждение: должны быть границы минимума и максимума. Если такие границы установят, Минфин будет учитывать их в межбюджетных отношениях с регионами. Особенно если это дотационные территории. А то, что дотационные и сверхдотационные территории, которые плюс ко всему имеют огромные депутатские корпуса, устанавливают себе заработные платы больше, чем в донорских территориях, абсолютно неправильно.

Виктор Потуремский, политолог:

— Я в этой ситуации сторонник той модели назначения заработных плат чиновникам, которая есть сейчас. Ведь за тем, чтобы зарплаты региональных чиновников находились в разумных пределах, должны следить депутаты Законодательного собрания. Все регионы находятся в разном положении, и пытаться уравнять Ульяновскую область с Красноярским краем очень ошибочно. Чиновник, который приносит больше пользы для региона, должен больше получать. А то, что регионы находятся в финансовом плане в разных ситуациях, — это априори. Если все же законопроект пройдет все согласования, то инициатива Минфина станет мощным демотивирующим фактором для успешной (назовем ее так) региональной власти. Что касается соотношения зарплат чиновников в регионах с зарплатами президента и премьера — если честно, не слежу за таким соответствием. Но то, что у государственных служащих оказываются непропорциональные зарплаты, — не очень правильно. В то же время это ответственность, безусловно, законодателей. Считаю, что назначение зарплат — дело сугубо региональное, и если в каком-то регионе народ не может выбрать работоспособных законодателей, он должен и за это нести ответственность.

Александр Клюкин, депутат Государственной Думы:

— Эта инициатива Минфина имеет под собой реальную основу, потому что многие высшие региональные чиновники относятся к бюджетным деньгам достаточно легко. Потому и разброс заработных плат руководителей регионов огромен — разница между самой маленькой и самой большой зарплатой составляет где-то 200 тысяч рублей. И это без учета коэффициентов, северных надбавок. Мы живем в одной стране, и необходимо единообразие в заработных платах региональных чиновников. Понятно, за счет надбавок зарплата у кого-то будет больше, у кого-то меньше, но разница не будет такой огромной. Решение Минфина мне абсолютно понятно. Думаю, предложение ограничить верхнюю планку зарплат понятно и большинству людей. Превращать чиновничество в бизнесменов в нашей стране, особенно в настоящее время, по меньшей мере нехорошо. Что касается опасения, что с сокращением зарплаты у чиновников пропадет мотивация... значит, нужно освобождать место и идти в бизнес. Сказать: «Все, я за такую заработную плату работать не буду, моя самооценка упала». Ведь так не может быть, чтоб в одном регионе была зарплата 50, а в другом 300 тысяч рублей. Пусть и развитый регион, и с экономикой в нем все в порядке — но ведь тогда и люди там должны жить замечательно, лучше, чем в других территориях. Но этого же нет. Критерии оценки работы чиновника — не сколько он получает, а как живут люди в вверенной ему территории. У меня жесткое отношение к этому. Поэтому я считаю это одной из немногих инициатив Минфина, которая заслуживает одобрения.

Сергей Санников, «Вечерний Красноярск»

Рекомендуем почитать