Главная
>
Статьи
>
Экономика
>
Лечение убытков

Лечение убытков

16.12.2009
0

В санатории «Енисей» пытаются экономить, а не зарабатывать

15 декабря решением горсовета санаторию «Енисей» уменьшили арендную плату за землю. Теперь у предприятия появятся деньги на развитие. Однако к решению системных проблем санатория это вряд ли приведет, ведь никаких иных шагов по увеличению собственной прибыли на предприятии делать не собираются.

Задавили арендой

Впервые о снижении ставки аренды земли для санатория «Енисей» заговорили еще в сентябре этого года, когда департамент муниципального имущества выступил с предложением установить коэффициент К-2 для арендаторов, осуществляющих лечебно-оздоровительные виды деятельности на территории свыше 250 тысяч кв. м.

— В городе есть одна организация, занимающая столь внушительные площади, — санаторий «Енисей», где проходят реабилитацию пациенты кардиологического и неврологического профиля, и эта территория признана лечебно-оздоровительной местностью краевого значения, — говорила заместитель начальника департамента муниципального имущества и земельных отношений администрации Красноярска Светлана Катцина.

Озабоченность городских властей понятна: с одной стороны, санаторий «Енисей» сегодня является уникальным учреждением, которое в пределах города реализует целый комплекс мероприятий по постинфарктной и постинсультной реабилитации, с другой же стороны, предприятие, занимающее огромную территорию, сегодня не в состоянии платить за нее аренду.

Санаторий занимает около 25 гектаров, тогда как сами корпуса — всего лишь семь. Такая ситуация сложилась еще в 90-х годах прошлого века. И все было бы гладко, если б не троекратно возросшие в прошлом году ставки аренды. Если в 2007 году аренда составляла 436 тысяч рублей, то в 2008-м цифра перевалила за 1,5 млн. В том же году наполняемость санатория снизилась на 1281 человека, соответственно, поползли вниз доходы.

Тенденция сохранилась и в этом году — аренда выросла более чем на 400 тысяч рублей, а продажи путевок еще больше снизились.

— При сохранении текущей политики в сфере арендной платы, — говорит Катцина, — санаторий «Енисей» закончит этот год с убытками в районе 1,5 млн рублей. Принятие же решения о пересмотре арендной политики в отношении этого предприятия позволит избежать таких убытков.

По подсчетам специалистов санатория, при применении к их предприятию коэффициента К-2, равного 0,25, их арендные платежи уменьшатся с 1,9 млн рублей примерно до 500 тысяч. А вместо полутора миллионов убытков «Енисей» получит прибыль в 2 млн рублей. Никаких иных оптимизаций доходной части не предусматривается.

— Надо понимать, что наше предприятие работает по социальным программам, — говорит генеральный директор санатория «Енисей» Марина Гуралевич. — При применении понижающего аренду коэффициента мы сегодня сможем выйти на безубыточный уровень, в дальнейшем предприятие сможет развиваться и более эффективно оказывать помощь людям.

Если говорить конкретней, то сэкономленные деньги в санатории собираются пустить на приобретение современного оборудования и подготовку корпусов для принятия на реабилитацию пациентов Федерального центра сердечно-сосудистой хирургии. Также в 2010 году планируется расширить отделение реабилитации (читай — долечивания) постинфарктных больных до 1900 коек в год и открыть два новых отделения: детское и для больных с эндокринной патологией.

Путевка в банкротство

Помимо повышения аренды свою роль в снижении доходов «Енисея» сыграла и политика Фонда социального страхования, который выступает основным потребителем путевок санатория. Сокращение финансирования социальных программ привело к тому, что с 2006 года количество путевок, приобретаемых ФСС, сократилось на 33% — с 2588 до 1734.

Меж тем продажи путевок на свободном рынке у санатория идут плохо.

— Даже в лучшие годы, — говорит Гуралевич, — свободные продажи наших путевок редко превышали 1% от всего объема. Это связано с тем, что наши люди еще очень мало заботятся о своем здоровье. К тому же и благосостояние наших пациентов не позволяет им самим приобретать путевки. Вот они и рассчитывают на социальные программы.

Меж тем цена путевки в санаторий «Енисей» далека от астрономической — всего около 17 тысяч рублей. Есть, правда, еще путевка на реабилитацию, стоимость которой уже выше, но не настолько, чтобы говорить о критично высокой цене, — порядка 26 тысяч. Причем сегодня доля аренды в этих суммах не превышает 4%.

К слову, стоимость путевки — это еще одна проблема, связанная с деятельностью ФСС. Дело в том, что цена, по которой соцстрах будет приобретать путевки, устанавливается приказом Минздравсоцразвития РФ. И она на сегодня ниже себестоимости примерно на 30-35%.

— В этом году нам пришлось минимизировать все наши расходы, — говорит Гуралевич. — Не сделай мы этого — наши убытки оказались бы много выше тех 1,5 млн, которые мы прогнозируем.

Ни генеральный директор, ни экономист санатория не смогли ответить на вопрос — насколько большими оказались бы в такой ситуации убытки. По приблизительным подсчетам «ВК», к обозначенной санаторием сумме добавилось бы еще около 2,2 млн рублей.

Упущенные выгоды

Сокращение арендной платы, похоже, единственный инструмент, с помощью которого руководство санатория «Енисей» хочет выбраться из убыточности. Финансовые расчеты специалистов санатория, приведенные в обоснование необходимости изменения ставки аренды, действительно показывают, что коррекции планируется подвергнуть только эту статью. Доходы же предприятия останутся на прежнем уровне.

— Если посмотреть на финансовые показатели предприятия, — говорит депутат горсовета Наталья Фирюлина, — то становится очевидно, что уменьшение арендной ставки не решит всех проблем, и нет никакой уверенности, что на следующий год нас не попросят вообще передать эти земли в безвозмездное пользование.

По большому счету сомнения депутата понятны — предприятие не использовало всех возможных резервов для повышения собственной эффективности.

В этом году ФСС купил около 1700 путевок, притом что санаторий рассчитан более чем на 3000 мест в год. Соответственно, есть еще 1300 путевок, которые можно продать на свободном рынке пусть даже по минимальной цене. Это дало бы «Енисею» лишних 22 млн рублей (1300 путевок по 17 тысяч рублей каждая). Конечно, это не чистая прибыль, но все же.

Здесь, правда, стоит вспомнить о том, что эта цена (17 тысяч рублей), по заявлению гендиректора санатория, ниже себестоимости. Продав эти 1300 путевок, предприятие вряд ли выбралось бы из пропасти убытков.

Второй вопрос, собственно, в этом и состоит — что мешает привести цену путевки в соответствие с ее себестоимостью, тем паче что санаторий «Енисей» — предприятие частное и вольно само устанавливать цену. Если продавать путевки хотя бы по их себестоимости, то доходы санатория могли бы вырасти почти на 60%. Правда, есть вариант, что в такой ситуации ФСС перестал бы покупать путевки в «Енисей». Такие опасения могут оказаться безосновательными, ведь, к примеру, у главного конкурента «Енисея» — санатория «Красноярское Загорье» — путевки уже сейчас почти вдвое дороже (минимальная цена месячного пребывания порядка 32 тысяч рублей), при этом соцстрах продолжает покупать у них путевки. Вряд ли подкосит это и свободные продажи, ведь у того же «Загорья», по заверению специалистов санатория, вне программ соцстраха продается порядка 50% всех путевок.

— Снижение ставок аренды, — настаивает Гуралевич, — сегодня единственный способ сохранить предприятие. Без этого не будет средств на дальнейшее развитие.

Опасения генерального директора понятны, ведь то же «Загорье» в свое время очень много вложило в повышение уровня сервиса и качества предоставляемых услуг, тогда как в «Енисее» эти параметры, по воспоминаниям пациентов, оставляют желать лучшего (претензии не относятся к качеству медицинских услуг). А без этого рассчитывать на рост коммерческих продаж вряд ли можно. Для развития инфраструктуры необходимы свободные деньги, которых на сегодня нет.

Здесь, однако, возникает еще один вопрос — почему в развитии санатория не поучаствовать его собственнику, которым является отнюдь не бедная компания «Инком-Недвижимость». По словам Гуралевич, собственник разработал проект строительства нового корпуса и столовой. Правда, насколько это соответствует реальным потребностям, не ясно — ни результатов исследований спроса, ни какой-либо другой маркетинговой информации «ВК» увидеть так и не удалось.

Глеб Панфилов, «Вечерний Красноярск»

Рекомендуем почитать