Аграриям предлагают перевооружиться, но повышают цену
В Красноярске разработали и собрали уникальную технику для сельхозпроизводителей. Пока выпущены опытные образцы. Если в результате полевых испытаний они получат одобрение, производство поставят на поток. Сами аграрии к такой перспективе относятся положительно. А вот другая инициатива краевых властей — соглашение с «Росагролизингом» о поставке сельхозтехники по лизинговой схеме — вызывает скорее настороженность, чем одобрение.
Торговая марка «Балахта»
Как пояснил корреспонденту «ВК» депутат Законодательного собрания края Василий Моргун, Красноярск пошел по пути замещения сельскохозяйственных орудий, которые сегодня ввозятся из-за пределов края, аналогами, разработанными и созданными на месте. Что важно — более совершенными аналогами.
— Мы проанализировали годовую потребность в сельхозорудиях по краю, выявили позиции, не отличающиеся избыточной сложностью, определили наиболее актуальные, — говорит Василий Моргун.
Зерновые хозяйства края остро нуждаются в сепараторе, позволяющем разделять семена на фракции. В результате сепарации семена, не имеющие всхожести, отделяются и идут на фураж — без процедуры «кастинга» они были бы посеяны, но не взошли. На посев же идут только семена с высокой всхожестью. По оценкам экспертов, это не менее 90 процентов от общей массы сортируемого зерна. Получается, общий расход семян на посев сокращается, а урожайность увеличивается. По данным министерства сельского хозяйства и продовольствия края, подработка семян по фракциям дает прибавку к урожайности в
Потребность в таком сепараторе в крае исчисляется сотнями. Инициатором и заказчиком новой разработки выступил Балахтинский район. Специалисты внимательно проанализировали ввозимые аналоги, выявили их слабые места и в техзадание «зашили» более совершенные параметры. Выполнение заказа поручили ООО НПО «Технорос» — компании, которая специализируется на сепарации руд. Отрасли, далекие друг от друга, но технические решения схожие. Фирма не только разработала проект, но и самостоятельно реализовала его, обладая собственными производственными мощностями. На прошлой неделе опытно-промышленный образец представили экспертной комиссии Фонда науки. Новый аппарат получил название по «имени» заказчика: «Балахта». Так один из аграрных районов края запечатлел себя в эпохе. На сегодня аналогов в России нет. Если потребность в новом сепараторе возникнет и в других российских регионах, его можно будет экспортировать.
Вторая разработка, представленная на суд экспертов на прошлой неделе, — тяжелая пружинная борона. Она тоже спроектирована специалистами ООО НПО «Технорос» — правда, для производства потребовались мощности, которыми малое предприятие не обладает, потому борона собрана на Красмаше. При проектировании использовался тот же принцип, что и с сепаратором: изучили ввозимые образцы, выявили недостатки и предложили собственное решение.
— Агрегат обладает тремя принципиальными возможностями: модульностью, то есть возможностью изменения ширины бороны в зависимости от структуры посевных площадей, возможностью регулировать вес — менять нагрузку на почву — и возможностью установки модуля спутниковой связи системы ГЛОНАСС для оптимизации структуры рядков, — поясняет Василий Моргун. — Последнее дает существенную экономию топлива, а значит, поможет предприятиям сэкономить деньги. Сегодня ввозимые сельхозорудия, аналогичные этим, обходятся бюджетам хозяйств в сотни тысяч рублей (сепаратор, например, стоит около 700 тысяч). Производство таких же, но лучше на месте может сделать их дешевле.
Пока опытные образцы только презентовали, впереди — полевые испытания. После того как комиссия с участием государственных представителей одобрит орудия, можно будет налаживать серийное производство. Что касается расходов хозяйств на их приобретение, аграрии, скорее всего, смогут воспользоваться государственными субсидиями.
Зачем нам лизинг?
В бюджете края 2009 года было заложено около 800 миллионов рублей на субсидирование покупки сельхозтехники для производителей. В
— Наши, конечно, за последние годы многое «смазали» у зарубежных коллег, — говорит он, — но металл плохой, и техника служит меньше.
Есть, впрочем, и другое мнение на это счет.
— Пора избавиться от той иллюзии, что на импортной технике исключительно хороший металл, — считает Василий Моргун. — Мы свидетели того, как расширение производства сопровождается снижением качества, прямой пример — японский автопром. А катастрофа «Невского экспресса» в 2007 году, когда перевернулся весь состав, показала: авиационные кресла российского производства, выдерживающие
Так или иначе, за счет прямого субсидирования расходов на покупку сельхозтехники, по крайней мере, крупные хозяйства за два года существенно оживили свой парк. В будущем году ситуация может измениться к худшему.
10 октября правительство края подписало соглашение с ОАО «Росагролизинг» о поставке в край племенной продукции, техники и оборудования. Государственная лизинговая компания обязуется по заявкам наших аграриев поставлять в край технику, а правительство края, в свою очередь, готово компенсировать 50 процентов первоначального лизингового взноса и 35 процентов ежегодных лизинговых платежей.
— Я долго пытался понять, в чем тут подвох, — делится впечатлениями Борис Мельниченко. — Ну не может быть, чтобы для крестьянина такая халява! А когда посмотрел прайс — понял...
По словам Бориса Мельниченко, единица техники, которая, покупай ее у производителя, обошлась бы в 1,8 миллиона рублей, по лизинговой схеме стоит 3,5 миллиона. Агрегат, который можно купить за 700 с небольшим тысяч, по лизингу будет стоить полтора миллиона. Точные суммы переплаты привести трудно — все зависит от условий конкретной сделки. Но даже приблизительный расчет дает результат неутешительный: аграриям предложено покупать технику заведомо дороже ее реальной стоимости. В общем, это понятно. Относительно выгодности лизинга вообще нет единого мнения среди предпринимателей. Многие сходятся в том, что реальная выгода только та, что ты получаешь возможность пользоваться купленной техникой сразу после внесения первого платежа. Но чем это в таком случае отличается от обыкновенного банковского кредита?
— Ничем, — уверен Василий Моргун. — Я вообще как депутат принципиально против субсидирования финансовых инструментов, а лизинг — один из таких инструментов. Получается, что мы субсидируем не товаропроизводителя, который будет пользоваться трактором, комбайном, бороной, а посредника. Думаю, прямое субсидирование понятнее и правильнее.
Даже по старой схеме, пользуясь государственными субсидиями, технику могли приобрести только крупные хозяйства. По новой же, считает Василий Моргун, это не под силу многим из них. С ним согласен коллега-депутат Борис Мельниченко:
— Я считаю, нужно возвратиться к прежней схеме прямого субсидирования.
По существующей договоренности с правительством края, если не будет желающих среди сельхозтоваропроизводителей покупать технику в лизинг, схема не должна работать. Тогда сельхозпредприятия будут получать господдержку напрямую. Как это было раньше.
Геннадий Васильев, «Вечерний Красноярск»