может привести к перебоям с поставками
Регистрация отпускных цен на лекарственные препараты первой необходимости должна навести порядок в вопросе ценообразования и теоретически привести к снижению цен. Однако отраслевое сообщество полагает, что этого не произойдет.
План оздоровления
До сих пор государство отслеживало цены на лекарства лишь при проведении госзакупок — для выполнения федеральной льготной программы и обеспечения медикаментами больниц и прочих лечебных учреждений. Коммерческие же продажи оставались без внимания — госрегистрация была добровольной даже для жизненно важных препаратов. Это привело к тому, что фармпроизводители далеко не всегда «показывали» отпускную, то есть начальную цену на свою продукцию, а торговые надбавки, которые устанавливает каждый регион на своей территории, накручивались не к отпускной цене, а к цене оптового продавца.
11 января этого года Росздравнадзор начал регистрацию предельных отпускных цен на жизненно необходимые и важнейшие лекарственные средства (ЖНВЛС). Уже к 1 марта 2010 года производители должны зарегистрировать цены на свои препараты. Причем рассчитываться эти цены будут по единой методике, разработанной Минздравсоцразвития совместно с Федеральной службой по тарифам и другими ведомствами. В системе учли не только особенности производства, все положенные налоги, выплаты и нормы прибыли (для отечественных производителей), но и цены на регистрируемые препараты на рынках других стран (для зарубежных компаний).
Коснется реформа и торговых надбавок. Если до сих пор регионы сами устанавливали шкалу «маржи» для оптовиков и розницы в зависимости от наименования и стоимости конкретного препарата, то теперь надбавки будут устанавливаться по единой для всей страны методике с учетом региональных особенностей (например, удаленности территории).
Все эти действия, по мнению Минздравсоцразвития, должны привести к стабилизации цен на рынке лекарств первой необходимости, который сегодня лихорадит не только из-за кризиса, но и тяжелой эпидемиологической обстановки.
Цена поддержки
Открыто комментировать перспективы реформы представители аптек отказываются, ссылаясь на то, что «пока об этом говорить рано». Меж тем в частных разговорах многие эксперты сходятся во мнении, что ждать скорых изменений не стоит. Как пояснил «ВК» один из игроков рынка медпрепаратов, «раньше, чем регистрация закончится и появится перечень препаратов с ценами, вряд ли что будет происходить». Подтверждают отложенность эффекта и в краевом представительстве Росздравнадзора, где вообще заявили, что пока никаких распоряжений на счет их работы в части регистрации и контроля цен не поступало.
К тому же эксперты фармрынка уверены, что и сколь-либо значимых изменений не произойдет.
— В нашем городе рынок и так достаточно стабилен, — объясняет анонимный собеседник «ВК», — изменения коснутся лишь тех, у кого нет прямых договоров с производителями и кто работает через несколько посредников. Остальные же не заметят изменений как в плане качества работы рынка, так и цен.
Есть, правда, опасения, что регистрация отпускных цен может создать проблемы в плане обеспеченности лекарствами. Регистрация цен на импортные препараты вообще сомнительная затея — совершенно не предусмотрен механизм регулирования отпускной цены при ее росте в стране-производителе. Дело в том, что перерегистрация возможна не чаще одного раза в год, а значит, если себестоимость препарата изменится, все остальное время производителю придется работать в убыток. Или вовсе отказаться от поставок.
Несколько успокаивает то, что из 500 наименований ЖНВЛС лишь немногим больше 30 % импортные препараты. Однако не секрет, что сегодня большая часть отечественных лекарств производится из импортных субстанций, а следовательно, в ситуации роста цены медсырья на мировом рынке в убытки могут попасть уже отечественные производители.
Вообще отраслевые эксперты уверены, что основная цель данной реформы отнюдь не в стабилизации рынка, а в поддержке отечественных фармпроизводителей.
— Цель, конечно, благая, — говорят эксперты, — но вот только такими методами добиться этого вряд ли удастся. А в итоге пострадает не только рынок, но и простые люди.
Глеб Панфилов, «Вечерний Красноярск», №1 (242)