Элита Северного Кавказа не рада назначению Александра Хлопонина
Назначение Александра Хлопонина полпредом на Северном Кавказе некоторые эксперты уже назвали «расстрельным». Действительно, ситуация во вновь образованном федеральном округе далека от благополучной — ни о политической, ни об экономической стабильности речи не идет. Этим и определяются первоочередные задачи, которые предстоит решать вновь испеченному полпреду.
Обычай безвластия
По сути, все проблемы Северо-Кавказского федерального округа можно разделить на три группы: политические, экономические и проблемы соблюдения законности. Причем последняя из них пронизывает две первые, а многие считают, что и является их первопричиной.
— Северный Кавказ — это вообще другая цивилизация, — говорит председатель комитета по экономическому развитию, торговле, инвестициям и собственности Госдумы Ставропольского края Борис Оболенец, — политики в том виде, к которому привыкли в европейской части России, здесь нет. Ни о какой вертикали власти, которая могла бы обеспечить хорошую опору новому полпреду, речи не идет вообще.
Первая часть политических проблем связана с нестабильной обстановкой в округе. Эпицентром дестабилизации по-прежнему остается Чеченская Республика. Диверсионные акции бандформирований детонируют напряженность во всех других субъектах округа. Объясняется это не только территориальной близостью, но и этническим и конфессиональным сходством.
Терроризм и возможность вооруженных конфликтов тоже нельзя сбрасывать со счетов. Связаны они с межконфессиональными и межнациональными противоречиями. Хотя открытых массовых выступлений на этнической почве не наблюдается, а органы государственной власти и местного самоуправления проводят многочисленные мероприятия, направленные на создание межнационального мира и согласия. Меж тем до разрешения всех противоречий еще далеко. Во многих национально-территориальных образованиях действует негласный (позаимствованный еще с советских времен) принцип этнического квотирования в органах власти. Особой напряженностью отличаются межэтнические отношения в так называемых двунациональных республиках — Кабардино-Балкарии, Карачаево-Черкесии, а также в многонациональном Дагестане.
В отношении верований населения особенно настораживает все большее распространение ваххабизма — радикального течения ислама. Причем экстремистские ваххабистские организации, связанные с подпольем вооруженных бандформирований в Чечне и координируемые из единого центра (так называемые «боевые джамааты»), сеть которых раскинулась по всему Северному Кавказу, начинают претендовать на роль властных структур в регионе. Сегодня подобных джамаатов больше всего в Дагестане, Чечне и Ингушетии. Чуть меньше — в Кабардино-Балкарии и Карачаево-Черкесии.
Многие эксперты, знакомые с текущей ситуацией в округе, говорят, что вновь назначенному полпреду, не имеющему опыта в антитеррористических вопросах, будет непросто решить эту проблему.
К тому же ситуация осложняется и территориальными претензиями субъектов округа друг к другу, что нередко становится причиной межнациональных конфликтов. Ингушетия спорит с Северной Осетией и Чечней, Чечня, в свою очередь, не может до конца решить вопросы с Дагестаном и Ставропольским краем, и так далее.
Еще одна группа политических проблем связана с тем, что на Кавказе законы традиционно соблюдаются лишь в той их части, которая не противоречит обычаям и устоям народностей. В связи с этим ведущая политическая роль принадлежит первому лицу национально-территориального образования, хотя лидеры никогда не идут против указаний из Москвы. В органах управления превалируют родственные, национальные, клановые связи, которые в гораздо большей степени регламентируют жизнь, нежели законы. Такое положение дел привело к расцвету коррупции во всех ее проявлениях — решать вопросы без взяток практически невозможно. К вопросу проникновения коррупции в жизнь мы еще вернемся.
Упали в криминал
Экономика Северного Кавказа также не может похвастаться сколь-либо высокими достижениями. Дело в том, что приоритетом в развитии в этом регионе всегда пользовался промышленный сектор основных городов, в то время как сельские районы, где проживало большинство населения, по большей части игнорировались. Поэтому экономические модели кавказских республик в новое время стали не просто специфичными, но носят дотационный характер.
Даже традиционно сильное в регионе сельское хозяйство находится в упадке — кризис подкосил и его позиции.
— В прошлом году крестьяне, конечно, показали неплохой результат, — говорит депутат Государственной думы Ставропольского края Виктор Гончаров, — но это лишь результат задела 2008 года. Сельхозпредприятиям катастрофически не хватает оборотных средств. Крестьяне не могут реализовать зерно и задаются вопросом, зачем они вообще работают.
Промышленность, а точнее то, что от нее осталось, также не в лучшем состоянии: спад производства, сокращение штатов и многомесячные долги по зарплате.
Все эти проблемы хоть и тяжелы, но носят все же ситуативный характер. А есть и глобальные, и основная из них — криминализация бизнеса.
— По сути, промышленности на Кавказе сейчас не осталось, — говорит Оболенец, — это связано с тотальной миграцией в
Одним из ярких примеров может служить спиртовая и ликеро-водочная промышленность в Северной Осетии и Кабардино-Балкарии. Эти регионы уже давно и прочно удерживают место основных поставщиков контрафактного алкоголя в России.
— Ликеро-водочная промышленность в этих республиках вполне может стать бюджетообразующей, — говорит директор Енисейской алкогольной ассоциации Валерий Анохин, — все, что нужно для этого сделать, — легализовать бизнес. И у Александра Хлопонина достаточно опыта сделать это.
Такая ситуация прослеживается не только в водочной отрасли. Конечно, новоиспеченному полпреду не привыкать наводить порядок в бизнесе, но что делать, если большая часть власть имущих окажется против?
Командная опора
Возвращаясь к коррупции. Как уже отмечалось, во властных структурах Северного Кавказа степень коррумпированности чрезвычайно высока. Это порождает не только взятки, а еще и куда большую проблему — олигархию, в ее первом значении слияния бизнеса и власти.
По словам экспертов, знакомых с ситуацией в регионе, практически каждый более-менее крупный чиновник возглавляет ту или иную компанию. Как следствие, слабое развитие бизнеса — чиновники просто не заинтересованы в его развитии, это означало бы усиление конкуренции.
К тому же пока промышленность в упадке, а бизнес не развит, регион будет получать дотации из федерального бюджета, а места у этой кормушки давно распределены, и терять их никто не хочет. Чрезвычайно высока вероятность сопротивления действиям полпреда со стороны местной экономической и политической элиты.
— Большая часть экономической и политической элиты округа, за исключением лишь Ставропольского края, негативно относится к назначению Хлопонина, — говорит Борис Оболенец, — ведь при таких полномочиях (и полпреда, и вице-премьера. — «ВК») он наверняка пустит все финансовые потоки, идущие в округ, через себя, а это значит, что доступ местных властей к федеральным деньгам будет ограничен. Будет это сделано или нет, покажет время, но все уже насторожились.
Переломить ситуацию Хлопонину помогла бы хорошая команда, но и с этим могут возникнуть проблемы. Сформировать ее из местных представителей власти и бизнеса вряд ли удастся из-за причин, описанных выше. Практически о том же говорит и Оболенец:
— Команду набрать можно, но должен быть очень серьезный отбор, — объясняет политик, — выбор не богат, а ошибиться и взять человека, который на самом деле будет преследовать исключительно свои интересы, очень легко.
Везти же людей из других регионов тоже не так просто — те, с кем Хлопонин работал в крае, могут и не согласиться на его приглашение (из спокойного и богатого Красноярского края переехать в нищающий и неспокойный регион мало кто отважится).
Успел ли сам Хлопонин в суматохе последних дней оценить ситуацию в регионе и понять, что его ждет, пока сказать сложно. Экс-губернатор не раз говорил, что не в его правилах сдаваться, но уж слишком крутым оказался поворот судьбы.
Глеб Панфилов, «Вечерний Красноярск», №3 (244)