Главная
>
Статьи
>
Общество
>
Винное неповиновение

Винное неповиновение

29.01.2010
12

На рынке вина в Красноярске популярны «разбавленные фломастеры»

Берешь бутылочку красного, приходишь домой, где жена приготовила что-то вкусное. Ужинаешь, запивая мясо вином. У всех было? Наверное, да. Вопрос один — какое вино стоит на столе. По раскладам винных экспертов, в России только 5 % людей выбирают вино настоящее, то, бутылка которого стоит больше 600 рублей. Все остальные довольствуются алкогольными изысками по 150-300 рублей. Такое вино «вином» профессионалы называют редко. Все больше «разбавленными фломастерами».

Винные границы

ВиноСразу стоит обозначить винные границы. Все вино, мы сейчас говорим о вине настоящем, как правило, делится на три категории: SuperVIP (цена от 30 тыс. руб.), VIP (цена от 2 тыс. руб.) и обычное (от 600 руб. до двух тысяч). Кроме того, винные эксперты делят российский рынок вина строго на столичный и провинциальный. Раздел этот характеризуется потреблением вин категории SuperVIP и VIP. Естественно, что рынок московский — это более массовое потребление вин данных категорий. Также естественно, что Красноярск — это рынок сугубо провинциальный. Попытку хоть чуть-чуть приблизиться к столичному уровню остановил кризис в 2008 году.

— Если по VIP-категории мы работаем, то SuperVIP с начала кризиса очень серьезно просела, — говорит Майкл Шабуров, директор винного бутика «Декантер». — Такое вино не берут. Я сейчас имею в виду легендарные Petrus, Le Pin и так далее. Местной элитой эти марки не покупаются.

По словам Шабурова, все, что стоит больше тысячи евро или долларов, в Красноярске продается крайне редко. В Москве такое вино по-прежнему покупают. Вина категории VIP в объемах продаж хоть и потеряли за последние два года, но и в нашем городе пользуются стабильным спросом.

— Люди, которые привыкли потреблять вина определенного вкусо-ценового сегмента (VIP. — «ВК»), своим предпочтениям не изменили. VIP-категорию покупают люди, привыкшие к высокой кухне, которая как раз и подразумевает высокие напитки, — рассказывает Шабуров. — Было бы смешно под устрицы пить дешевое французское или испанское вино. Хотя такие встречаются. Получается, человек до устриц уже созрел, а до того, что их нужно запивать соответствующим вином, нет.

За последние несколько лет отношение к вину в Красноярске начало меняться. Все чаще в специализированных магазинах наряду с постоянными появляются новые покупатели. Специалисты это объясняют тем, что люди стали больше ездить за границу и там познавать вкус настоящего вина. Вернувшись домой, привычку пить «правильные» напитки пытаются сохранить.

— Люди мир вина открывают в других странах, — подтверждает Шабуров. — У нас были случаи, когда посетители показывали фотографию этикетки вина и говорили: «Мы пили это в Европе, нам очень понравилось. У вас есть?»

Встречаются и другие примеры: покупатель приходит раз в неделю или месяц, подкопив денег, выбирает не количество, а качество.

Если говорить о ценах, то в Красноярске они, безусловно, выше, чем в Европе. Разница зависит от того, у кого вино покупается — напрямую у производителя либо у оптового столичного поставщика. Средняя наценка — от 20 до 70 процентов. Но это если сравнивать с Европой. По словам Шабурова, на Мальдивских островах цена на некоторое итальянское вино выше, чем в Красноярске. На Бали австралийское вино значительно дешевле, чем у нас. Все зависит от географии и налаженных либо не налаженных связей розничных продавцов с производителями.

Еще один момент, который стоит отметить, говоря о винах дорогих категорий, — отсутствие контрафакта. Подделывать вина SuperVIP и VIP попросту невыгодно ввиду немассовости их продаж.

— Нет смысла подделывать тот же Petrus, потому что бутылка продается раз в год, — рассуждает Шабуров. — Зато стоит вагон «Хванчкары», и она продается в каждом киоске, хотя в самой деревеньке Хванчкара столько вина не производят. Вот когда подделывают и везут вагонами — это прибыль, а с одной-двух бутылок...

С одной-двух бутылок можно получить другую прибыль — за счет времени хранения. Коллекционирование вина является неотъемлемым элементом рынка. Правда, в Красноярске на этом практически никто не зарабатывает, годами хранят вино для себя. Но здесь есть не только «гастрономический» эффект — десятилетнее серьезное вино априори лучше только что разлитого, — но и эффект экономический. Коллекционеры экономят свои деньги — зачем переплачивать за бутылку пятилетнего Bordo, если можно купить сырое вино и подождать? Ежегодно бутылка вина дорожает на 20-50 процентов. Стоимость вина очень хорошего урожая за год хранения может удвоиться.

Вина обычные и необычные

За те же 200-300 рублей можно найти так называемое secondary vine (вторичное вино — «ВК») — напиток, который делается путем добавления воды и сахара в уже выжатый виноград. Если при этом сделать длительную выдержку, то что-то похожее на настоящее вино получится. «Похожее», потому что в настоящем вине добавления воды быть не может в принципе.

Любопытно, что в Европе в винном деле есть настоящие законы — например, по сбору винограда с одного гектара. Если прошел дождь и ягоды разбухли, виноделам приходится ждать хорошей погоды, пока ягоды не потеряют вес. А иначе — вода и соответствующее качество. У нас же основные продажи приходятся на вино, ввозимое из стран, где подобного законодательства нет.

Хорошее вино, как оказалось, производят и в России. Правда, занимаются им французские мастера. По оценкам экспертов, вино очень хорошее. Одна проблема — цена. У производителя она 600 рублей, в рознице бутылка может стоить около тысячи.

— Его нет в сетях, я не знаю, куда оно уходит, где находит своих потребителей, — говорит Шабуров. — Люди ведь не готовы платить ни за Молдавию, ни за Болгарию, ни за Россию больше трехсот рублей. Эти страны ассоциируются с дешевым вином, и, что бы они ни сделали, успеха не будет. Мне предлагали грузинское вино стоимостью 30 евро за бутылку. Но здесь — растаможка, доставка, наценка — кто возьмет грузинское вино за две тысячи рублей? Пока ненормальных нет. За эти деньги можно взять хорошее Bordo.

В категории «обычных» популярностью пользуются вина Чили и Аргентины. Эксперты признают — это нормальное, добротное вино. У винных фанатов от способа изготовления напитка из Южной Америки волосы встают дыбом. К примеру, выдержку в деревянных бочках производители из этих стран делают интересным способом: само вино хранят в нержавеющих металлических резервуарах, при этом добавляют в него дубовую стружку. Суть производства — контакт дерева с вином — не меняется, но «осадок», когда об этом узнают гурманы, остается. Зато за счет подобного производства достигаются меньшая цена и, соответственно, большие продажи.

«Компотообразные» напитки

При всем многообразии настоящего вина рынок по-прежнему держат в своих руках вина, стоимость которых колеблется в коридоре от 150 до 300 рублей. Их везут в основном из Молдавии и Болгарии. Такое положение дел сложилось очень давно, и исправить его в нашей стране крайне сложно. Называть можно разные причины: отсутствие денег, отсутствие вкуса, отсутствие культуры пития. Майкл Шабуров именно последнюю причину считает главной.

— Вино — это продукт питания, — говорит эксперт. — Именно так к нему и нужно относиться. У нас же люди уже достаточно грамотны, чтобы не брать на грязном рынке плохое мясо или колбасу за полцены. А с вином почему-то это правило не работает. Ну как может хорошее вино стоить те же 200-300 рублей? Нужно же понимать, что это виноград, его выращивают, собирают... Только акцизная марка стоит несколько десятков рублей.

В Красноярской винной академии периодически проводят дегустации с целью привить вкус красноярцев к хорошим винам. Чтобы показать разницу, иногда для новичков проводят слепую дегустацию — ставят бокал дорогого вина и бокал вина «массового». По словам организаторов, еще не было случая, когда бы человек, участвующий в эксперименте, сделал выбор в пользу «компотообразного напитка». Под впечатлением участники, как правило, меняют свои винные приоритеты.

Сергей Санников, «Вечерний Красноярск», №3 (244)

Рекомендуем почитать