Главная
>
Статьи
>
Экономика
>
Эра искусственной монополии

Эра искусственной монополии

03.02.2010
3

Аэропорт Емельяново ограничил логистический рынок

Вход в аэропорт Емельяново нового логистического оператора способен улучшить качество грузообработки в порту. Правда, этот же вход может резко понизить стоимость другого оператора, уже работающего в порту. По мнению антимонопольщиков, руководство Емельяново всеми силами старается этого не допустить.

Доминирующее молчание

ЕмельяновоВ адрес краевого управления антимонопольной службы поступило заявление от логистической компании «Сибирь карго сервис» о том, что аэропорт Емельяново препятствует их входу на рынок обработки грузов в порту.

Предыстория проста. Для начала работы «Сибирь карго сервис» должна получить сертификат соответствия Росавиации. Без этого сертификата осуществлять аэропортовую деятельность компания не сможет. В свою очередь, для получения сертификата водители компании должны пройти обучение вождению по территории летного поля. Обучить же их может только аэропорт Емельяново, как единственная подобная организация края.

Руководство «Сибирь карго сервиса» обратилось к аэропорту Емельяново с просьбой обучить водителей компании. Ответом на это было молчание.

— Это очень верное решение, — иронизирует заместитель руководителя краевого УФАС Олег Харченко. — Откажи они, и это тут же было бы интерпретировано как злоупотребление доминирующим положением. Причем это положение нам и доказывать не пришлось бы, поскольку аэропорт Емельяново является естественным монополистом рынка.

Настойчивые просьбы об обучении компания «Сибирь карго сервис» направляла в Емельяново еще не раз — около 3 месяцев длился этот односторонний процесс.

— В конце концов нам отказали, — рассказывает генеральный директор «Сибирь карго сервиса» Галина Ворончихина. — Если говорить уж совсем прямо, то аэропорт Емельяново просто препятствует нашему выходу на рынок.

Собственно, после этого и было подано заявление в УФАС. На разбирательстве по делу представители аэропорта заявили, что продолжать рассмотрение дела без мнения Росавиации нельзя. Именно Росавиация, по мнению портовиков, и должна была дать ответы на все вопросы антимонопольщиков.

Однако помимо ответов, подтверждающих, кстати, выводы антимонопольщиков, авиационное ведомство в своем ответе заявило, что «в данном случае невозможно применение 1 части 10 статьи федерального закона о защите конкуренции, т. к. в этой статье содержится закрытый перечень оснований».

— Во-первых, Росавиация не является органом, уполномоченным давать какие-либо пояснения и трактовки закона о защите конкуренции, — говорит Харченко, — к тому же статья 10 звучит так: «Запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц, в том числе...». Это «в том числе» означает, что могут быть и другие составы нарушений, если они приводят к ограничению конкуренции.

По итогу жалобу признали обоснованной и выдали предписания по прекращению бездействия.

Дешевая угроза

Помимо самих действий аэропорта вызывает интерес и их мотивировка. Ну, казалось бы, зачем аэропорту Емельяново препятствовать входу на рынок компании, которая может оказаться значительно эффективней текущего логистического оператора (у «Сибирь карго сервиса» есть вся необходимая техника плюс отапливаемый склад в отличие от действующего оператора)?

К тому же, по словам Харченко, у компании уже есть предварительная договоренность с Lufthansa Cargo о замыкании всех грузовых потоков авиакомпании на «Сибирь карго сервис». Правда, произойти это должно только в том случае, если Lufthansa Cargo все же решит производить в Красноярске не только техническую посадку, но и операции с грузом. В «Сибирь карго сервисе» эту информацию не подтвердили, признав, однако, что такие переговоры велись.

Несколько проясняет ситуацию то, что сегодняшним грузовым оператором Емельяново является компания «Эра карго» (структурное подразделение группы компаний «Эра»).

Еще в декабре прошлого года появилась информация, что правительство края намеревается выкупить контрольный пакет «Эры». Предполагалось, что на это из бюджета будет выделено порядка 180 млн рублей.

Меж тем появление в порту нового, более эффективного логистического оператора сильно снижает стоимость «Эры», да и вообще ставит под вопрос целесообразность ее дальнейшего существования.

— Складывается впечатление, — говорит Харченко, — что кто-то из чиновников сильно не хочет удешевления «Эры».

Кому и зачем это нужно, пока остается загадкой. Добиться комментариев от аэропорта Емельяново не удалось — видимо, игра в молчанку становится его любимым инструментом взаимодействия.

Глеб Панфилов, «Вечерний Красноярск», №4 (245)

Рекомендуем почитать