Куда пойдет биржа? Называются самые удивительные ориентиры, такого разброса в прогнозах не было, наверное, еще никогда. В качестве цели индекса ММВБ называются все возможные цифры. От 500 до 3000 пунктов. А некоторые говорят, что никуда не пойдет. Колебаться будет.
Вверх или вниз?
Своя логика есть и у оптимистов, и у пессимистов, и у партии «колебателей». На предмет убедительности их можно, впрочем, сравнить. Не будем при этом забывать, что Россия — не более чем провинция в едином мировом пространстве: потому, прогнозируя быт россиян, говорить про ФРС США уместнее, чем про ЦБ РФ, и американская статистика в каком-то смысле нам важнее нашей собственной. Как это ни грустно.
Самое наивное, что может предложить оптимист, — линейная экстраполяция текущих трендов. Где-то с марта прошлого года рост на всех биржевых площадках мира, ну значит, и дальше рост. Но будь так, не было бы и краха 2008 года. Более тонкое обоснование: в 2009 году спасли главным образом финансовую систему и психику обывателей. Но не вечно же банкам одалживать друг другу и греть биржу, говорит оптимист, рано или поздно краник откроется — деньги потекут на кредиты бизнесу и населению. Туловище может сильно наклониться вперед от ног, но рано или поздно сделать шаг ногами все равно придется. То есть массовое сознание и финансовый сектор (а все победы над кризисом одержаны пока там, будь то США, Европа или Россия) вытянут паровозом все остальное.
Пессимисты говорят почти то же самое: динамика финансовых показателей должна прийти в соответствие с динамикой экономики. Только они не верят, что второе подтянется к первому. Нет, говорят, будет наоборот. А наоборот — это... опять 2008 год, конечно.
Давайте тут немного отвлечемся на цифры. Поскольку кризис у нас главным образом «победили» в Америке (а мы просто импортируем к себе плоды этой победы в виде роста мировой ликвидности), вот ее и посмотрим.
В страшном 2008 году в промышленность поступило заказов на 4,7 триллиона долларов, в страшно победном
Биржа рвалась вверх, экономика погружалась вниз. Реальность тянется в разные стороны. Тянуть ее бесконечно нельзя, рано или поздно она порвется с громким звуком. И все очень быстро развернется и шибанет в одну сторону. Оптимисты уверяют, что к звездам.
Пузыри возвращаются
Пессимисты же исходят из того, что средства, которыми лечили все биржи мира в 2009 году, не бесконечны. Средства эти сходны со знаменитым рецептом барона Мюнхгаузена по вытягиванию себя из болота. Как известно, надо взять себя за волосы и потянуть. Именно это и было сделано: акции и нефть вздорожали, потому что волевым решением создали прорву денег и канализировали инфляцию. «Если в мире денег стало больше на триллионы, то где же гиперинфляция?» Как где — в том самом пузыре, частным случаем которого является и наша российская биржа. «Газпром» же целый год не потому дорожал, что «Газпром» такой хороший. Потому дорожал, что стенки у пузыря крепкие, ничего за них не вытекло и цена на соль и спички отстает от цены «голубых фишек».
Но рано или поздно не выдержит. Если биржа росла только по двум причинам — в нее качали бабло и массмедиа говорили, что все будет хорошо, — то это очень конечный рост. Эмиссия не может быть бесконечна без срыва в гиперинфляцию для всего населения. Вряд ли Федеральный резерв, он же мировой эмиссионный центр, на это пойдет.
А значит, разогретую биржу оставят наедине с остывающей экономикой. И некая термодинамическая реакция не сможет не произойти. В результате которой в единой системе наконец установится единая динамика показателей.
Неважно, что говорят финансисты. Важнее, что они делают. По действиям видно — есть ли опасения, серьезны ли они. Есть такой замечательный индикатор общего спокойствия в экономике: разница в доходности самых коротких и длинных облигаций. Если все спокойны, то и разницы особой нет. Но по разным причинам можно беспокоиться: вдруг что-то случится с эмитентом? с валютой эмитента? со всеми нами?
Так вот, возьмем
Возможен и забавный маятниковый сценарий: в основе повторяемость событий как 2008, так и 2009 года. Падение нефти и бирж — откат назад, вот все верят в рост — снова падение — откат — и т. д. Благо технология отката теперь отработана до тонкостей. А для падения и технологий не надо. Само падает: сказывается сила притяжения финансовых индикаторов к земле экономики. При этом деньги всегда делает инсайдер: регулировщик смены фаз и приближенные к нему лица.
Можно попытаться угадать момент, когда управляемый биржевой рост сменится биржевым падением. Постоянно бегать перекладываться из акций в деньги и обратно. При быстроте, таланте и удаче можно прицепиться к инсайдерам, а это в условиях такого рода кризиса... много или немного, но свои 100% спекулянты взяли в году минувшем. Если нет умения и не способен на быстроту, то деньги лучше хранить в чем-то таком, что не сгорало бы в одну из фаз. Например, есть золото: неплохо пережило 2008 год, хорошо росло в
Александр Силаев, «Вечерний Красноярск», №4 (245)