Сельское хозяйство края может не справиться с увеличившимися объемами пашни
Новый земельный закон должен решить проблему паев. Процедура отказа от них станет проще и дешевле. Однако неграмотное оперирование вновь обретенной землей может привести к появлению огромного количества перекупщиков.
Сложный отказ
Одной из основных проблем земельных отношений в крае является проблема земельных паев. Об это наследие приватизации сломало копья не одно поколение депутатов и крестьян. Если обратиться к истории, то дело происходило примерно так: промышленные предприятия приватизировались через систему ваучеров, а земли на селе были приватизированы в виде паев, доставшихся конкретным людям — так называемая общая долевая собственность. По сути же, человеку дали бумажку, в которой говорилось, что ему принадлежат, к примеру, 5 гектаров ранее колхозных земель. При этом размер паев варьировался от 4 до 50 гектаров.
Общее количество паев в крае узнать не удалось, однако только неоформленной пашни у нас около 1 млн гектаров. В целом же по России земельные паи получили порядка 12 млн человек. Нужно ли говорить, что большая часть этих земель очень быстро пополнила ряды бесхозных? Причина одна — та самая общая долевая собственность, эти паи не были выделены. Проще говоря, люди получили свидетельство о собственности вместо самой собственности.
Правда, налоги на эту землю начислялись исправно. Казалось бы, что может быть проще — откажись от пая. Но и здесь возникала проблема: чтобы отказаться от пая, его сначала нужно было выделить в общем объеме земель, для чего как минимум пришлось бы произвести межевание. Эта процедура обошлась бы в
— Доходило до того, — рассказывает депутат ЗС Всеволод Севастьянов, — что одна и та же земля принадлежала и людям, и муниципалитету. Причем глава последнего перекладывал все налоги на жителей.
Решить все эти проблемы должен новый закон о земельных отношениях, принятый Госдумой в январе этого года.
Сброс на цель
— В первую очередь, — рассказывает депутат Госдумы Раиса Кармазина, — новый закон направлен на упрощение процедуры оформления паев.
Первым новшеством станет удешевление. Теперь муниципалитеты не будут взимать плату за оформление или отказ. Если человеку земля не нужна, он сможет просто отказаться от нее и передать в собственность муниципалитета, который уже по своему усмотрению сможет или сдать ее в аренду и, соответственно, получать дополнительные доходы в виде арендной платы, или выставить землю на аукцион и продать ее. Правда, по закону приобрести эту землю будет иметь право только тот, кто намерен ее возделывать. Правда, неясно, как будет организован контроль за этим, ведь аукцион — не конкурс, и никаких дополнительных условий, кроме цены, в нем не допускаются. Значит, велик риск продажи не крестьянам, а все тем же перекупщикам, которые, по общему признанию экспертов, являются второй по значимости проблемой в земельных отношениях.
— Нужно быть очень осторожным с такой формой оборота земель, как аукцион, — говорит Севастьянов. — Необходимо законодательно предусмотреть возможность продажи земли сельхозпроизводителям вообще без торгов. Потому как в противном случае мы рискуем получить огромное количество перекупщиков на этих аукционах.
В законе попытались прикрыть эту лазейку. Но только попытались. Вряд ли кого-то остановит увеличение налога на 1,2% от кадастровой стоимости, если сельхозземли не используются по прямому назначению. В ближайшем будущем эта норма будет внесена в Налоговый кодекс.
Идея в целом благая. Однако сможет ли сельское хозяйство края освоить появившиеся площади, неясно. А иначе есть риск, что уже у муниципалитетов скопится огромное количество неиспользуемых земель — как минимум тот самый миллион гектаров, который на сегодня не оформлен. Муниципалитеты же, стремясь избавиться от лишней налоговой нагрузки, могут начать продавать эту землю без учета интересов аграриев.
Евгений Волошинский, «Вечерний Красноярск», №5 (246)