Красноярские страховщики и представители ГИБДД попытались договориться
История началась, когда 1 марта 2009 года в России вступили в силу новые положения закона об ОСАГО, которые ввели процедуры прямого возмещения убытков (ПВУ) и «Европротокол» в оформлении ДТП. ПВУ — это процедура, при которой участник ДТП обращается за возмещением убытков не в компанию виновника, а в собственную (где покупался полис ОСАГО). «Европротокол» позволяет урегулировать ДТП без вызова аварийных комиссаров в том случае, если сумма ущерба не превышает 25 тыс. рублей. Почти за год последнее так и не прижилось в России. На дороги Красноярска и края еще раз решили попробовать перенести опыт развитых стран.
Побоку закон
Десятки представителей страховых компаний и начальники регионального ГИБДД собрались в одно время и в одном месте, чтобы понять — почему мы не Европа. «Европейский протокол», который приняли для упрощенного оформления ДТП, в России стал настоящей процедурой усложнения. В страховых компаниях не желают принимать документы от тех участников ДТП, которые оформили их самостоятельно.
— Ваше сообщество каким-то образом тормозит, не принимает и отказывается под различными предлогами принимать такие документы, — заявил на встрече и. о. заместителя начальника УГИБДД по краю полковник милиции Александр Галушков. — На сегодняшний день мы должны разрешить эту проблему и сказать, что мы все эти вопросы сняли.
Должны, но не обязаны — подумали страховщики. И начали активное наступление.
— Любая страховая компания вам констатирует трехкратный рост мошенничеств, — заявил директор Военно-страховой компании Дмитрий Кондратьев. — Пока этот показатель не вернется на исходную (какова эта исходная, Кондратьев не уточнил. — «ВК»), мы будем рекомендовать и аварийным комиссарам, и своим клиентам: если ГАИ не будет, то и выплаты не будет. Нет третьего участника — до свидания. Мы найдем отсутствие запятой в документе.
Этим заявлением Кондратьев выразил общую мысль страховщиков: исполнение «Европейского протокола» им так же необходимо, как преступнику — исполнение закона. Во всяком случае, представители страховых компаний против такой позиции не высказались. К слову, такая позиция ясна: выставление «аварийных» автомобилей на дорогах и получение компенсаций по страховке — самый популярный сейчас вид автомошенничества. Как с ним бороться легально — не придумали. Вот и борются банальным неисполнением закона об ОСАГО.
Крайние
Из-за маниакального желания страховщиков видеть третьего участника ДТП (аварийного комиссара либо представителя ГИБДД) не выдержали нервы и у самих автоинспекторов. Александр Галушков заявил: из-за того, что инспекторов вызывают даже на самую незначительную аварию, «безопасностью в городе заниматься некому».
— Вот пример: приезжают инспекторы на ДТП — все понятно, девушка задом сдавала. Предлагают все самой оформить. Она позвонила в страховую, а ей сказали: не нужно оформлять самой, вызывайте ГАИ, — поддержал историей коллегу заместитель начальника отдела дорожно-патрульной службы ГИБДД ГУВД края Александр Трухин.
— Мелочевка должна разрешаться водителями, — попытался примирить стороны председатель Сибирской ассоциации страховщиков Валерий Ревкуц, который на совещании выполнял роль ведущего и предоставлял слово то одной, то другой стороне. — То, что это не обрело практики, — абсолютно точно.
— Задача ГИБДД — это рассмотрение ДТП, где люди пострадали, — сказал Трухин. — Не надо все сваливать на нас, надо иметь свой штат — аварийных комиссаров, службу безопасности. Есть сомнения? Мошенничество? Отправьте комиссара. Пусть съездит проверит. В перспективе вся эта масса аварий уйдет в страховые компании. Разбираться вы будете. Первый шаг — это «Европротокол» — 25 тысяч. Завтра будет 50, а потом до конца, если нет пострадавших.
Было видно, Трухин долго терпел...
— Будем влиять на страховые компании, будем создавать невыносимые условия, если не хотят помогать, — продолжил замначальника, сведя все к угрозам.
— Мы локально здесь не решим свои хотелки, нужно все решать на уровне Федерации (имелось в виду — на уровне головных офисов. — «ВК») — ответил на угрозы Дмитрий Кондратьев. Правда, когда «Европротокол» стал его «хотелкой», так и осталось неизвестным.
После угроз со стороны автоинспекторов у страховщиков осталась еще одна претензия к «Европротоколу» — оказывается, автовладельцы не умеют заполнять документы при аварии. Из-за боязни «неправильную букву написать» вызывают автоинспекторов.
Автоинспекторы назвали последний аргумент необоснованным и обвинили опять же страховщиков в том, что те водителям ничего не объясняют.
— Представители ГИБДД не слышат нас, а мы не слышим представителей ГИБДД, — подвел итог Ревкуц. Дальнейшее часовое обсуждение уже не имело никакого смысла.
Сергей Санников, «Вечерний Красноярск», №5 (246)