Следуя чужим советам, чиновники нарушают закон
Транспорт — одна из самых проблемных сфер экономики. По крайней мере, в Красноярске. Здесь переплетаются интересы пассажиров, муниципальной или государственной власти, которая вроде бы должна о пассажирах заботиться, и, конечно, интересы бизнеса. О развитии бизнеса власть тоже должна заботиться. Но нередко ее действия противоречат интересам и пассажиров, и бизнеса.
Металлолом для перевозки дров
По мнению директора МП «Горэлектротранс» Владимира Болотина, городской транспорт вообще нельзя относить к сфере бизнеса. «Цель бизнеса — зарабатывать деньги, — говорит он, — у нас другие цели». Но это — что касается городского транспорта, да и то небесспорно. А как быть с междугородным?
Немного статистики. По данным, полученным в пресс-службе правительства края, на красноярских межмуниципальных и пригородных автобусных линиях сегодня работают 105 предприятий различных форм собственности. Из них государственных и муниципальных 27 (28 процентов от общего числа). Только маршруты в сторону Дивногорска, Железногорска и Сосновоборска обслуживают девять крупных перевозчиков. Это МП ПАТП Железногорска, ООО «Красноярскавтотранс», ООО «Экипаж», ООО «СЕВЕР», ИП Мещеряков, ИП Сивкова, ГПКК «Дивногорское ПАТП», ИП Полютова, ИП Ващенко. Направление Железногорск — Сосновоборск — Красноярск считается самым нагруженным, ежедневно здесь пользуются услугами автотранспорта около 13 с половиной тысяч человек. Общий же пассажиропоток на межмуниципальных и пригородных маршрутах составляет 25 тысяч человек каждый день. Оценки, конечно, средние, бывают дни более нагруженные, бывают — менее.
Проблемы у междугородных перевозчиков те же, что у городских, главная — высокий процент износа транспорта. По оценке специалистов краевого минпромтранса, в государственных предприятиях автопарк изношен на 80 процентов, у частных перевозчиков картина немногим лучше — 60 процентов износа. Относительно невысокая рентабельность (при расчете предельных тарифов закладывается 15 процентов рентабельности) делает транспорт социально ориентированным: проезд от Предмостной площади Красноярска до Дивногорска на «Газели», например, стоит 43 рубля. Эта цифра не позволяет направлять сколько-нибудь значительные средства на ремонт и обновление парка. Когда на загородном маршруте пассажиры кричат водителю: «Осторожно, не дрова везешь!» — они должны помнить: металлолом годится только для перевозки дров.
Достается крайнему
Несмотря на это, бизнес считается привлекательным. Это нередко заставляет чиновников в основном местного масштаба активно участвовать в переносе «дорожной разметки». Небезболезненно, конечно. Но можно предположить, что и небескорыстно.
В прошлом году Красноярское УФАС возбудило дело в отношении администрации поселка Малиновка Ачинского района и индивидуального предпринимателя А. А. Логуновой. Антимонопольщики обнаружили признаки нарушения закона «О защите конкуренции» в договорах между чиновниками и предпринимателем. Передав ИП Логуновой в аренду три автомобиля с экипажами для перевозки пассажиров по маршруту из Малиновки в Ачинск и обратно, администрация поселка искусственно увеличила долю ИП на местном рынке, позволив с помощью протекции получать дополнительные доходы. Нарушение устранили в процессе рассмотрения дела, поэтому антимонопольное ведомство не стало выдавать предписание.
Так бывает не всегда. Главу Березовского района пришлось даже привлечь к административной ответственности за неисполнение предписания в установленный срок. Стоит подчеркнуть: мы говорим о прошлогодних эпизодах, однако рассмотрение таких дел, как правило, тянется по нескольку месяцев. Предмет же интереса УФАС к Березовскому району состоял в следующем. Три перевозчика — ООО «Ветеран», ООО «Альянс» и ООО «103 ВДД» — обратились в антимонопольное управление с заявлением. Как выяснилось, администрация района специальным постановлением наделила муниципальное предприятие «Районный ресурс» полномочиями организатора пассажирских перевозок. То есть прямо так и указала: «Будешь у нас главным по перевозкам!» УФАС вынесло предписание, предписание исполнено, хотя и не в срок.
Таких или аналогичных «сигналов» у красноярских антимонопольщиков и сегодня немало.
— Мы отчетливо понимаем: тот, кто принимает окончательное решение — глава района, поселкового совета, — действует не самостоятельно, ему сверху советуют, — говорят в антимонопольном управлении. — Беда в том, что советчики остаются не у дел, а достается всегда исполнителям. Они — крайние.
Михаил Бауэр, «Вечерний Красноярск», №7 (248)