Главная
>
Статьи
>
Экономика
>
Место под сладким солнцем

Место под сладким солнцем

25.02.2010
2

Иностранные кондитерские производители могут сильно потеснить отечественных

Динамика кондитерского рынка впечатляет — ежегодно он прирастает на 30 %. Причем даже кризис не смог внести сколь-либо ощутимых корректировок, лишь пошатнув позиции премиум-класса. Однако для отечественных производителей это не повод расслабляться, ведь на рынок обратили внимание иностранные производители, которые сейчас начинают активную экспансию.

Спрос на радость

Место под сладким солнцемС советских времен рынок кондитерских изделий значительно преобразился. Вместо нескольких наименований печенья и небольшого количества простейших конфет полки магазинов запестрели таким изобилием, что порой сам выбор становится весьма сложным занятием.

В последние 5-6 лет этот рынок вообще стал развиваться очень стремительно. По данным опрошенных «ВК» экспертов, объемы продаж кондитерских изделий в Красноярске ежегодно вырастают примерно на 30 % в товарном выражении (считать в деньгах эксперты не решились, объяснив это тем, что «цены растут, предпочтения потребителей смещаются от дорогого сегмента к дешевому, и обратно»). Уже по итогу прошлого года оборот рынка достиг порядка 300 тонн продукции в месяц, что эквивалентно 50-60 млн рублей.

Структура спроса за этот же период тоже несколько изменилась. Сейчас основную долю в продажах сладостей (порядка 50 %) имеют шоколадные конфеты, вторыми идут печенье и мучные изделия с 40 % и самой последней — карамель, которая занимает лишь 10 % от общего оборота рынка.

— Еще 5-6 лет назад, — рассказывает руководитель розничного отдела кондитерской компании «Гинтер» Анастасия Гинтер, — потребление печенья было значительно ниже, чем конфет, — в обороте оно занимало не более 20 %. Связан такой рост его доли, скорее всего, с тем, что большая часть женщин перестала стряпать дома, отдавая предпочтение покупным изделиям.

Сам спрос также подвержен незначительным колебаниям в течение года.

— К весне, когда придет пора пикников и прочих выездов, идет увеличение продаж мучной продукции, а осенью — конфет, — рассказывает маркетолог «Сибирской кондитерской компании» Алла Богданова.

Примерно о том же говорит и Гинтер, уверяя меж тем, что в годовой перспективе эти колебания незаметны.

— У нас большое количество клиентов-северян, — объясняет она, — у которых активность начинается летом, в период навигации, и мы не чувствуем больших сезонных колебаний спроса. Да, несколько провальный месяц август, но уже в сентябре все эти потери компенсируются.

Гораздо больше колебания спроса на кондитерскую продукцию зависят от праздников, в период подготовки которых продажи значительно увеличиваются. Особенно это касается конфет в коробках, которые в обычной жизни не пользуются особым спросом.

— Красноярск вообще очень специфичный город, — рассказывает Гинтер. — Вся Россия уже давно и уверенно переходит на фасованную продукцию. Причем самую элементарную — пакеты с эмблемой фабрики и конфетами внутри. Если же в Красноярске положить такой пакет и рядом такое же количество конфет в подложке, то потребитель однозначно выберет подложку либо возьмет весом.

Премиум-кризис

Как уже отмечалось, по данным экспертов, кризис не внес особых корректировок в динамику кондитерского рынка. Хотя некоторые изменения все же произошли. Во-первых, фокус потребления сместился в сторону более дешевых продуктов, но по-прежнему качественных. И это возможно, ведь сегодня на рынке города представлено около 40 производителей, и каждый старается производить что-то недорогое, но качественное.

Во-вторых, сильно упал спрос на продукцию премиум-класса. В среднем сокращение составило порядка 60 %. Однако есть и такие премиум-производители, объемы продаж которых сократились лишь на 10-15 % к уровню прошлого года.

Производитель, особенно российский, уже отреагировал на эти факторы, сместив фокус в сторону бюджетной продукции. Лишь единицы рискуют продолжать работать в премиум-сегменте.

А вот структура спроса и вовсе не изменилась — больше дешевой карамели есть не стали, да и шоколадные конфеты с печеньем занимают все те же позиции.

Именно в кризис, по рассказам экспертов, стал популярен так называемый весовой проект. Это когда в крупных розничных сетях стоят барабаны с конфетами, из которых покупатели набирают по несколько штук каждого вида, доходя порой до нескольких килограммов различных конфет.

— Средний же чек по кондитерским изделиям, — рассказывает Анастасия Гинтер, — как был, так и остался на уровне 250 рублей.

Конкурентное усложнение

Несмотря на весьма стабильную структуру спроса, некоторые подвижки все-таки есть.

— Спрос изменяется не столько на вид кондитерской продукции, — говорит Алла Богданова, — сколько на конкретных производителей. Причем зависит это от их активности, от того, насколько быстро они способны адаптироваться к изменениям предпочтений покупателей — убрать невостребованное и предложить что-то новое.

Лидерами продаж с 20 % от общего оборота рынка остаются «Объединенные кондитеры» (холдинг, объединяющий 15 предприятий России, в числе которых «Рот Фронт», «Красный Октябрь», «Кондитерский концерн «Бабаевский» и др.). Пока.

Большим спросом сейчас пользуются сложные формы кондитерских изделий. Например, конфеты с двойными, тройными начинками, сухофрукты в шоколаде и т. п. Причем это справедливо как для конфет, так и для печенья. В структуре продаж сложные формы занимают в последнее время порядка 70 %.

— Поэтому «Объединенные кондитеры» со своей традиционной продукцией начинают терять позиции — их изделия перестают пользоваться спросом, — рассказывает Анастасия Гинтер.

Не внушает оптимизма и будущее местных кондитерских фабрик: по мнению экспертов, ни в сегменте конфет, ни в сегменте печенья краевой производитель не может конкурировать с кондитерами из центральной части России, «чья продукция не только качественнее и вкуснее, но и зачастую дешевле». Исключение составляет лишь Черногорская кондитерская фабрика, продукция которой стабильно и хорошо продается.

Есть, помимо качества и цены, и еще одна причина нелучших позиций местных производителей на рынке — реклама и продвижение, а точнее их практически полное отсутствие. Меж тем федеральные игроки, по словам экспертов, вкладывают немалые деньги в эти составляющие успеха. И не удивительно, ведь на рынке представлено более 3 тысяч наименований продукции. Затеряться в таком количестве предложений не сложно.

К тому же появилась и новая угроза — иностранные компании, которые несколько лет назад обратили внимание на российский кондитерский рынок и сейчас начинают активные действия по закреплению на нем, что ставит большой вопрос о месте под сладким солнцем не только местных, но и федеральных компаний.

— Пока иностранцы занимают лишь 5 % отечественного рынка кондитерских изделий, — говорит Анастасия Гинтер, — но учитывая, что их маркетинговые бюджеты, как правило, много больше местных и они ведут активную политику продвижения, можно ожидать, что уже года через 2-3 их доля значительно увеличится.

Евгений Волошинский, «Вечерний Красноярск», №7 (248)

Рекомендуем почитать