Иностранные кондитерские производители могут сильно потеснить отечественных
Динамика кондитерского рынка впечатляет — ежегодно он прирастает на 30 %. Причем даже кризис не смог внести сколь-либо ощутимых корректировок, лишь пошатнув позиции премиум-класса. Однако для отечественных производителей это не повод расслабляться, ведь на рынок обратили внимание иностранные производители, которые сейчас начинают активную экспансию.
Спрос на радость
С советских времен рынок кондитерских изделий значительно преобразился. Вместо нескольких наименований печенья и небольшого количества простейших конфет полки магазинов запестрели таким изобилием, что порой сам выбор становится весьма сложным занятием.
В последние
Структура спроса за этот же период тоже несколько изменилась. Сейчас основную долю в продажах сладостей (порядка 50 %) имеют шоколадные конфеты, вторыми идут печенье и мучные изделия с 40 % и самой последней — карамель, которая занимает лишь 10 % от общего оборота рынка.
— Еще
Сам спрос также подвержен незначительным колебаниям в течение года.
— К весне, когда придет пора пикников и прочих выездов, идет увеличение продаж мучной продукции, а осенью — конфет, — рассказывает маркетолог «Сибирской кондитерской компании» Алла Богданова.
Примерно о том же говорит и Гинтер, уверяя меж тем, что в годовой перспективе эти колебания незаметны.
— У нас большое количество клиентов-северян, — объясняет она, — у которых активность начинается летом, в период навигации, и мы не чувствуем больших сезонных колебаний спроса. Да, несколько провальный месяц август, но уже в сентябре все эти потери компенсируются.
Гораздо больше колебания спроса на кондитерскую продукцию зависят от праздников, в период подготовки которых продажи значительно увеличиваются. Особенно это касается конфет в коробках, которые в обычной жизни не пользуются особым спросом.
— Красноярск вообще очень специфичный город, — рассказывает Гинтер. — Вся Россия уже давно и уверенно переходит на фасованную продукцию. Причем самую элементарную — пакеты с эмблемой фабрики и конфетами внутри. Если же в Красноярске положить такой пакет и рядом такое же количество конфет в подложке, то потребитель однозначно выберет подложку либо возьмет весом.
Премиум-кризис
Как уже отмечалось, по данным экспертов, кризис не внес особых корректировок в динамику кондитерского рынка. Хотя некоторые изменения все же произошли. Во-первых, фокус потребления сместился в сторону более дешевых продуктов, но по-прежнему качественных. И это возможно, ведь сегодня на рынке города представлено около 40 производителей, и каждый старается производить что-то недорогое, но качественное.
Во-вторых, сильно упал спрос на продукцию премиум-класса. В среднем сокращение составило порядка 60 %. Однако есть и такие премиум-производители, объемы продаж которых сократились лишь на
Производитель, особенно российский, уже отреагировал на эти факторы, сместив фокус в сторону бюджетной продукции. Лишь единицы рискуют продолжать работать в премиум-сегменте.
А вот структура спроса и вовсе не изменилась — больше дешевой карамели есть не стали, да и шоколадные конфеты с печеньем занимают все те же позиции.
Именно в кризис, по рассказам экспертов, стал популярен так называемый весовой проект. Это когда в крупных розничных сетях стоят барабаны с конфетами, из которых покупатели набирают по несколько штук каждого вида, доходя порой до нескольких килограммов различных конфет.
— Средний же чек по кондитерским изделиям, — рассказывает Анастасия Гинтер, — как был, так и остался на уровне 250 рублей.
Конкурентное усложнение
Несмотря на весьма стабильную структуру спроса, некоторые подвижки все-таки есть.
— Спрос изменяется не столько на вид кондитерской продукции, — говорит Алла Богданова, — сколько на конкретных производителей. Причем зависит это от их активности, от того, насколько быстро они способны адаптироваться к изменениям предпочтений покупателей — убрать невостребованное и предложить что-то новое.
Лидерами продаж с 20 % от общего оборота рынка остаются «Объединенные кондитеры» (холдинг, объединяющий 15 предприятий России, в числе которых «Рот Фронт», «Красный Октябрь», «Кондитерский концерн «Бабаевский» и др.). Пока.
Большим спросом сейчас пользуются сложные формы кондитерских изделий. Например, конфеты с двойными, тройными начинками, сухофрукты в шоколаде и т. п. Причем это справедливо как для конфет, так и для печенья. В структуре продаж сложные формы занимают в последнее время порядка 70 %.
— Поэтому «Объединенные кондитеры» со своей традиционной продукцией начинают терять позиции — их изделия перестают пользоваться спросом, — рассказывает Анастасия Гинтер.
Не внушает оптимизма и будущее местных кондитерских фабрик: по мнению экспертов, ни в сегменте конфет, ни в сегменте печенья краевой производитель не может конкурировать с кондитерами из центральной части России, «чья продукция не только качественнее и вкуснее, но и зачастую дешевле». Исключение составляет лишь Черногорская кондитерская фабрика, продукция которой стабильно и хорошо продается.
Есть, помимо качества и цены, и еще одна причина нелучших позиций местных производителей на рынке — реклама и продвижение, а точнее их практически полное отсутствие. Меж тем федеральные игроки, по словам экспертов, вкладывают немалые деньги в эти составляющие успеха. И не удивительно, ведь на рынке представлено более 3 тысяч наименований продукции. Затеряться в таком количестве предложений не сложно.
К тому же появилась и новая угроза — иностранные компании, которые несколько лет назад обратили внимание на российский кондитерский рынок и сейчас начинают активные действия по закреплению на нем, что ставит большой вопрос о месте под сладким солнцем не только местных, но и федеральных компаний.
— Пока иностранцы занимают лишь 5 % отечественного рынка кондитерских изделий, — говорит Анастасия Гинтер, — но учитывая, что их маркетинговые бюджеты, как правило, много больше местных и они ведут активную политику продвижения, можно ожидать, что уже года через
Евгений Волошинский, «Вечерний Красноярск», №7 (248)