Как реформа МВД бьет по краевому бюджету, самолюбию и безопасности
Еще в декабре президент России Дмитрий Медведев подписал указ «О мерах по совершенствованию деятельности органов внутренних дел России». Глава государства отвел на реформирование два года: все изложенное в документе должно быть исполнено к 1 января 2012 года. Согласно указу, к этому времени численность сотрудников МВД РФ будет сокращена на 20 %, то есть из органов уволят более 250 тыс. человек. О том, как реформа будет проходить в крае, депутатам Законодательного собрания рассказал главный краевой милиционер Александр Горовой.
Минус
Что за реформа такая, многие и не знают. Слышали о скандалах, убийствах, судах, слышали жесткие речи самого президента, а вот что конкретно будет сделано — не слышали. Александр Горовой признался — наступила пора встреч. Сначала он общался с руководителями СМИ, губернатором, затем вот с депутатами, после с рядовым составом всех подразделений Красноярска, членами Совета ветеранов внутренних дел и внутренних войск от Ермаковского района до Норильска. И всем нужно объяснить про реформу. Парламентариям например, Горовой рассказывал очень любопытные вещи.
— Указ президента и приказ министра внутренних дел, — говорил Александр Горовой, — подразумевают два этапа реформирования. И это пока не сокращение, а создание лимита некомплекта, имея в виду сохранение денежных средств для последующей оплаты труда личного состава, который будет высвобождаться в ходе реформирования. Пока мы имеем лишь посылы по социальным гарантиям для ветеранов органов внутренних дел и внутренних войск, а их у нас на территории края 14 300 человек. Могу сказать, что денежное содержание будет увеличено в разы, и в первую очередь для рядового состава.
Просчитали в милицейском ведомстве и все возможные негативные последствия предстоящей реформы. Так, в 2011 году в крае должен быть создан лимит некомплекта в 2 961 человека. При выполнении требований указа президента к концу 2011 года по штатной численности предполагается сокращение 5 428 человек. Для сравнения, отметил Горовой, это примерно все подразделения краевого центра.
— Выработана схема, по которой будем работать, — закончил рассказ о первой части реформы руководитель ГУВД. — Действующим сотрудникам мы говорим прямо: предстоящие полтора года для них явятся хорошей мотивацией для повышения своего профессионального уровня, повышения качества своей работы.
Минус-2
Кроме сокращения численности сотрудников реформа предполагает и сокращение функций милиции, которые «не свойственны» ведомству.
Этими функциями МВД обросло за последние 12 лет, в ходе административной реформы. По крайней мере, так считает Александр Горовой.
— Речь идет о техническом осмотре автомобилей, которым милиция и Госавтоинспекция не занимаются уже более пяти лет, — начал перечислять главный милиционер края. — Мы не держимся и за медицинские вытрезвители, еще в 1992 году было подписано постановление правительства о передаче этих учреждений в органы здравоохранения. Сегодня мы выполняем вместе с коллегами из пожарной службы те же функции по предупреждению пожаров. Мы занимаемся соблюдением миграционного законодательства. А могут ли женщины, сидя в кабинетах паспортных столов, эффективно контролировать миграционные потоки, если только в прошлом году на территорию края въехало 117 тысяч человек? Конечно нет. Поэтому всю работу продолжают выполнять сотрудники милиции, отвлекаясь от своих прямых обязанностей, оговоренных в законе о милиции. Мы сегодня выполняем функции приставов по доставке граждан в суды, осуществляем контроль по большому спектру экологических, природоохранных вопросов и так далее.
Из-за отвлечения на подобную помощь другим ведомствам, по словам Горового, в работе милиционеров частенько бывают завалы.
— Сегодня у одного оперативного сотрудника в производстве находится 83 дела оперативного учета на нераскрытые преступления, — продолжал Александр Горовой. — Сегодня на одного участкового уполномоченного приходится более 50 материалов: состоящие на учете несовершеннолетние, неблагополучные семьи, алкоголики, условно досрочно освобожденные, с отсрочкой исполнения приговора и так далее. О какой творческой оперативной работе может идти разговор? Может ли сотрудник отследить 51 объект, если теория управления допускает лишь семь контролируемых объектов?
После Горовой рассказал о несовершенстве законодательства, по которому приходится возвращать конфискованные игровые автоматы, пожаловался на журналистов, «80 % новостей у которых — тяжелые новости, нагнетающие обстановку», но тут же припугнул одним из самых высоких показателей в стране рецидивной преступности.
Позже глава краевого ГУВД попросил законодателей сохранить ближайшие два года финансирование. По пять миллиардов рублей ежегодно из краевого бюджета как с куста.
Разговоры
В рамках выступления Горового планировалось принять (чтобы потом отправить главе МВД Рашиду Нургалиеву) обращение об особенностях реформирования органов внутренних дел в Красноярском крае, дабы избежать «жесткой критики». Ведь стандартная схема для края не подходит — взять хотя бы лимит населения для присутствия в населенном пункте отделов милиции. В крае десятки крупных городов и поселков, которые под этот лимит не попадают — плотность населения не та. Логично спросить у министра, как в этом случае быть. Но тут случилось неожиданное — краевой милицейский начальник попросил отложить обращение. Совсем.
— Я бы хотел, чтобы вы по последнему моему тезису поняли меня как начальника милиции Красноярского края. Во втором предложении вопроса, который я озвучиваю, сказано: «Принятие обращения к министру внутренних дел». Уважаемый Александр Викторович (Усс. — «ВК»), я прошу это обращение не формировать, это будет оценено как неспособность личной моей работы как с исполнительной, так и с законодательными органами власти. Посылы — они известны. Очень жесткой критике были подвержены мои коллеги из других субъектов РФ, когда после декабрьского указа президента о реформировании системы МВД на министра пошел поток документов, подписанных губернаторами и законодательными органами власти.
И было в этом всем что-то такое показательное для всей милицейской структуры: из избы мусор ведь не выносят. Как бы тяжело ни жилось. И портить парадный мундир перед министром в любом случае не стоит.
— Пожалуйста, задавайте вопросы, — сказал после выступления Горового спикер Заксобрания.
Сначала депутаты поговорили с генерал-лейтенантом о милиции общественной безопасности, затем о ветеранах... Было много вопросов, но ни одного, достойного внимания. Все как-то уточнения да болтовня. С простого уточнения начал задавать вопросы и Алексей Клешко. А потом, видимо, накипело.
— Я могу себе позволить, у меня, слава богу, погон нет, — подготавливал почву Клешко. — Министр внутренних дел не вызывает у меня большого уважения, тем более этот человек посоветовал гражданам драться с милицией... Скажите, как человек честный и порядочный: вот вы нам рекомендуете министру ничего не отправлять, а с кем нам тогда вести переговоры на федеральном уровне?
Но Горовой ответил расплывчато и перевел разговор на другую проблематику.
— Так с кем вести переговоры? — не унимался Клешко.
— У вас рассмотрение вопросов всегда вытекает в написание обращения? — жестко парировал Горовой.
После этого Алексея Клешко было не остановить. Без цитат отметим — он победил генерал-лейтенанта. Стопроцентно победил.
После доклада уже со своего места Горовой резко заметил: «Каждый имеет право на свое личное мнение». И вышел из зала.
Сергей Санников, «Вечерний Красноярск», №9 (250)