Действиям городской администрации не хватает системности
Городские власти рапортуют — к паводку все готово. Однако опыт работ власти в экстремальных условиях заставляет усомниться в оптимистичности этих прогнозов. Да и последние заявления властей позволяют предполагать, что заботиться о благополучном исходе паводка придется каждому конкретному гражданину.
В объезд проблемы
За эту зиму в Красноярске выпало самое большое количество осадков за последние 40 лет. По информации управления ГО, ЧС и ПБ, с учетом снегопадов запасы воды в черте города и пригороде составляют 289 % от нормы. В последний раз подобная аномальная ситуация была зафиксирована в 1966 году. Немалая часть всего снега сосредоточена на горах и холмах вокруг города.
Предполагается, что активное снеготаяние может начаться уже в начале апреля. В этот период возникнут самые большие сложности. Под угрозой подтопления находится район улицы Мичурина (от улицы Грунтовой до улицы Щорса), Глинки, поселок Суворовский. Всего в Красноярске более 300 домов находятся в зоне затопления — список был обнародован 9 марта. В начале же марта начнутся работы по зачистке ливневой канализации и септиков от мусора. Отдельное внимание будет уделено дворам на низменных участках. Речь идет в первую очередь о подвалах.
— Все люди, которые проживают в домах, где возможно подтопление, предупреждены, район этим занимается, — заверил первый заместитель главы Красноярска Виталий Бобров. — Всем будет заранее предложено временное место нахождения, дома будут поставлены на охрану сотрудников ГУВД.
Помимо этого, для обеспечения безопасности красноярцев в период паводка улицы, подвергшиеся подтоплению, будут перекрываться. Для этого городская администрация совместно с ГАИ разработала дополнительные маршруты. Причем Бобров пообещал, что места объезда будут сообщаться заранее.
— У нас каждый четверг проходят штабные планерки, поэтому заранее будут обозначены места, где будут блоками перекрывать движение и какие объездные пути будут дополнительно созданы, — заявил первый вице-мэр.
— Вообще, то, как власть включилась в работу по паводку, — уверен депутат горсовета Константин Ляшкевич, — заставляет полагать, что ситуация будет разрешена положительно.
Несистемная операция
Но, несмотря на все заверения властей, возникают и некоторые напряжения. Первое связано с чисткой ливневой канализации.
— Вы хотите сказать, что город должен быть вообще без луж на дорогах? — заявил Бобров. — Такого не бывает. К сожалению, у нас сегодня ливневыми канализациями вся дорожная сеть не обеспечена, мы только строим и расширяем.
Мягко сказано. По информации департамента городского хозяйства, лишь 14 % городских дорог снабжены ливневыми канализациями.
Второе напряжение возникает при ближайшем рассмотрении действий, а скорее бездействия властей по предотвращению подтоплений домов. Речь идет об уборке снега во дворах.
— У нас будет развернут оперативный штаб, и он будет отслеживать в суточном режиме работу коммунальных служб, — заявил заместитель начальника управления гражданской защиты главного управления МЧС России по Красноярскому краю Олег Матыленко. — Мы заставим, грубо говоря, руководство коммунальных служб отчитываться перед нами чуть ли не о том, сколько лопат было вывезено со двора, чтобы талые воды не затопили дом.
Получается, что город не в состоянии заставить коммунальщиков вывозить снег. Ответственность перекладывается на спасателей. И, кстати, не только. Одним из основных способов предотвращения паводка станет, видимо, телефон. По заверению властей, каждый человек может позвонить по телефону 01 и сказать: «У меня не вывозят снег, который может способствовать подтоплению». И будут приняты меры.
— Такой подход не достаточно эффективен, — уверен депутат горсовета Красноярска Александр Глисков. — Паводок бывает каждый год, значит, нужно разработать программу, чтобы раз и навсегда решить эту проблему. Может быть, расселить дома, которые попадают под затопление, где-то берег поднять, где-то углубить русло. А публикация списков, что и где затопит, — это несерьезно.
Получается, что, несмотря на все громкие заявления, делается немного. Город же осуществляет лишь точечное управление. А значит, вопрос, не повторит ли Красноярск в паводок судьбу Красноярска в снегопады, встает с новой остротой.
— Это очень разные вопросы, — не согласен Ляшкевич, — паводок — это чрезвычайная ситуация, и здесь будут задействованы многие ресурсы: от городских до федеральных. Это позволяет надеяться на благополучный исход событий.
Глеб Панфилов, «Вечерний Красноярск», №9 (250)