В Красноярске появятся «Чистые луга» и «Губернский прилавок»
Круглый стол, посвященный развитию системы сбыта сельхозпродукции на примере Красноярска, показал: единое понимание цели не означает такого же единства в выборе средств ее достижения. Под средствами каждый участник понимает свое. Это, впрочем, не помешало по итогам заседания выдать правительству края рекомендацию «совершенствовать направления и формы государственной поддержки агропромышленного комплекса края».
Временные сооружения
Пример Красноярска подавала заместитель главы города, руководитель департамента экономики Татьяна Зеленская. Логика, которой подчинено формирование мелкорозничной продуктовой торговой сети, — установить прямые связи сельскохозяйственных товаропроизводителей с прилавком. Мелкорозничная сеть, которая выстраивается под совместным патронажем города и краевого минсельхоза, насчитывает 279 временных торговых точек. В их числе — 75 передвижных магазинов «Купава», 98 молочных бочек и торговые павильоны.
Совсем новый проект — торговые сети «Чистые луга» и «Губернский прилавок». В отличие от старых разномастных павильонов эти выполнены по общему проекту, оборудованы санузлом и коммуникациями и ставятся с тем расчетом, чтобы соблюдался принцип шаговой доступности. Сеть «Чистые луга», которую полностью предполагается выстроить и запустить к концу года, — это 57 торговых объектов, 60 млн рублей инвестиций и 120 новых рабочих мест. «Губернский прилавок» — 47 павильонов, 70 млн рублей инвестиций и свыше 150 рабочих мест. Сети ориентированы на реализацию продукции местных товаропроизводителей — предполагается, что в каждой будет представлена продукция десяти-одиннадцати поставщиков.
Торговые павильоны по задумке властей должны повлиять на ценообразование в целом на продуктовом рынке. Вроде бы есть тому подтверждение: 15 тонн молока, которые ежедневно переливаются из бочек в бидоны и банки горожан (в среднем по 20 рублей за литр), повлияли на цену молока в супермаркетах. По крайней мере, таковы данные замглавы города.
О крупных победах на фронте ценообразования рассказывал за круглым столом и заместитель министра сельского хозяйства края Рафаэль Шагеев.
— Ежедневно в торговых сетях (имелись в виду «Командор», «Красный Яр», «Каравай» и «Пятерочка». — «ВК») 40 видов продукции реализуются по сниженным ценам, — сообщил замминистра. — По ряду позиций цены снизились в сетях на 49 процентов.
Правда, оказалось, что «ряд позиций» — это говяжья печень; прямо скажем, не самый ходовой продукт. Да и сравнительно недорогие молоко и овощи в супермаркетах — следствие не конкуренции со стороны молочных бочек или уличных овощных прилавков, а скорее действия краевого закона о дополнительных мерах поддержки АПК. Закон предусматривает субсидии ритейлерам из краевого бюджета в обмен на лояльность по отношению к местным товаропроизводителям.
Продавать напрямую
По данным департамента экономики города, за последние восемь лет в Красноярске прошло больше сотни ярмарок. В них приняли участие свыше полутора тысяч предпринимателей, «отоварились» более четырех миллионов покупателей. Свежая инициатива от компании «Сибирская губерния» — еженедельные ярмарки выходного дня. По характеристике Татьяны Зеленской, ярмарки — «зона прямого влияния производителя». Активный сторонник ярмарок и вообще технологии прямых продаж — один из инициаторов круглого стола депутат ЗС Василий Моргун.
— Торговые сети без оптового звена, то есть без посредников, невозможны, а это — от 7 до 15 процентов стоимости товара, — сказал он. — Еженедельные ярмарки — хорошая форма прямых продаж. Даже развитая и цивилизованная Европа ею не пренебрегает.
Моргун назвал такие достоинства ярмарочной торговли: очевидная простота, невозможность посреднику встроиться в цепочку, стимул для мелких производителей везти на рынок выращенное в пригородной зоне. Кроме того, считает депутат, это даст моральное право властям ограничить места для неорганизованной торговли.
Руководители районов города относятся к инициативе еженедельных ярмарок с некоторой настороженностью. Практика показывает: ярмарочные цены ничуть не ниже, а то и выше цен на постоянных рынках. Тем не менее они готовы выделять места — но достаточно ли ресурсов у производителей, чтобы эти места эффективно заполнить?
— Сначала — да, будут проблемы, думаю, до полугода, но потом народ будет накапливаться, — уверен Василий Моргун.
Однако и производители новый формат воспринимают по-крестьянски сдержанно. По словам гендиректора ЗАО «Солгонское» Бориса Мельниченко, крестьянин в выходной предпочел бы отдохнуть, а не торговать каждую неделю.
Свою долю скепсиса в обсуждение внес и Валерий Сергиенко:
— Я не против прямых продаж, но по нескольку ярмарок каждую неделю... В советские времена мы это проходили. Нет такого ресурса.
Сергиенко призвал не бросаться из крайности в крайность. И не пренебрегать оптовым звеном. Не обходится торговля без оптовика, и относиться к нему правильнее не как к посреднику, а как к тому, кто предлагает услуги по хранению, первичной переработке, транспортировке продукции. Оптовика не только нельзя исключать — наоборот, необходимо строить логистический центр, о котором минсельхоз говорит уже давно. Это позволит подтянуть и товаропроизводителя из отдаленных районов — ему-то уж точно необходимо хранить свою продукцию, прежде чем реализовать ее.
Пятна на прилавке
С чем не спорил ни один участник круглого стола — так это с тем, что главная цель — добиться максимальной доли продукции красноярских производителей в общем обороте. По сути, действия чиновников и депутатов по созданию мелкорозничных сетей — один из примеров частно-государственного партнерства на муниципальном и региональном уровнях. Правда, пока отношения ритейлеров с тем же минсельхозом не очень напоминают партнерские.
— Мы свои обязательства выполняем исправно, — сказал в комментарии «ВК» финансовый директор группы компаний «Командор» Вячеслав Долиденок. — Предоставляем скидки на товары местных производителей, снижаем торговую наценку. Но, к сожалению, делаются попытки ревизии закона (закон о дополнительных мерах поддержки АПК, о котором сказано выше. — «ВК»), его переоценки вплоть до постановки вопроса — нужен ли он вообще?
Участники соглашения с краевой властью в обмен на сниженные наценки получили субсидии только за октябрь и ноябрь прошлого года. Начиная с декабря деньги перестали поступать. Между тем ежемесячный объем субсидии для одной только сети «Командор» оценивается примерно в пять миллионов рублей, то же — в других сетях. (В выступлении замминистра сельского хозяйства Шагеева прозвучала оценка «около миллиона» — по словам Долиденка, это не совсем так.)
— По большому счету в момент принятия нам этот закон был не нужен, — говорит финансовый директор «Командора». — Мы работаем в рынке и сами решаем — с кем и на каких условиях сотрудничать. Это была идея краевой власти, мне с большим трудом удалось убедить собственников компании в ее перспективности. Оказалось — хорошая идея, динамика продаж товаров местных производителей в сетях очень приличная. Не хотелось бы, чтобы министерство отработало назад.
Объем реализации продуктов через крупные торговые сети —
Не совсем партнерское отношение власти к крупным ритейлерам рождает и такой вопрос: что помешает ей, власти, когда система мелкой розницы будет сформирована, так же «кинуть» и новые сети, забыв обо всех обещанных преференциях?
И последнее. На круглом столе как-то очень скромно прозвучал вопрос: почему мы говорим только о павильонах шаговой доступности, а не о стационарных магазинах на первых этажах новых жилых зданий? Несмотря на кризис, Красноярск строится активно, первые этажи весь мир отдает под магазины и офисы, да и у нас примеров множество. Их использование в таком качестве избавляет от дополнительных расходов на строительство водопровода, канализации... Вопрос прозвучал — и остался без ответа. А напрасно. Кто-то ведь может допустить, что в активном развитии мелкорозничных сетей у чиновников есть какой-то другой интерес помимо заботы о благе вверенного населения.
Василий Казарин, «Вечерний Красноярск», №14 (255)