Два металлургических гиганта могут родить одного супергиганта
Олег Дерипаска номинирован в совет директоров ГМК «Норильский никель». По мнению экспертов, если избрание состоится, его итогом может стать слияние двух металлургических активов, причем по сценарию РУСАЛа. С другой стороны, те же эксперты считают, что нынешнее номинирование основного владельца и гендиректора алюминиевого холдинга в совет директоров «Норникеля» — не более чем провокация.
Восемь лет назад
Впервые о возможном слиянии двух металлургических гигантов заговорили почти восемь лет назад. В 2002 году, сразу после избрания Александра Хлопонина губернатором Красноярского края, газета «Очевидец» писала: «Олег Дерипаска готовится продать алюминиевый бизнес или часть его. Известен и наиболее вероятный покупатель: компания «Норильский никель». Автор приводил такие аргументы: «Некогда существовал в Красноярске сначала инвестиционный фонд, затем регистратор под названием „Пионер“. Он, в частности, вел реестр акционеров Красноярского алюминиевого завода. Собственно, регистратор „Пионер“ и был продуктом некогда самостоятельного КрАЗа. Позже „Пионер“ перерегистрировался, теперь он называется „Красноярский филиал регистратора Р.О.С.Т.“. Последний уже принадлежит алюминиевой империи Олега Дерипаски. То есть регистратор — бывший „Пионер“ — как был под КрАЗом, так и остался».
По достоверной информации, полученной в региональном отделении Федеральной комиссии по ценным бумагам (так тогда называлась Федеральная служба по финансовым рынкам — ФСФР), некоторые акционерные общества, входящие в структуру «Норильского никеля», незадолго до описанного сменили своих реестродержателей. В частности, Енисейское речное пароходство, купленное «Норильским никелем». Теперь реестр акционеров пароходства вел «Красноярский филиал регистратора Р.О.С.Т.». Перспективу продажи Дерипаской части алюминиевого бизнеса подтвердил и источник в руководстве Красноярского алюминиевого завода, попросив не называть его.
Еще один аргумент в пользу состоятельности высказанной журналистом «Очевидца» версии — кампания по скупке акций у миноритарных акционеров Ачинского глиноземного комбината, тоже входящего в РУСАЛ. Кампания рекламировалась весьма широко — видимо, к продаже готовили в первую очередь именно АГК. «Несмотря на то что сами собственники АГК — компания „Русский алюминий“ — утверждают, что на руках миноритарных акционеров до начала скупки находилось всего только 0,01% акций комбината, которые при любом раскладе ни в коей мере не могли бы влиять на принятие любого решения (в том числе относительно движения собственности), покупатели акций проявляют нетерпение, — писал автор. — По достоверной информации, эмиссары РУСАЛа буквально ходят по производственным корпусам и очень настойчиво рекомендуют рабочим продавать свои акции. Иначе, мол, могут возникнуть неприятности. Миноритарный акционер, не имея возможности влиять на принципиальные решения собрания акционеров или совета директоров ОАО, может все-таки обратиться в суд с иском о нарушении его, акционера, законных прав. Если у инициатора иска найдется достаточно грамотный адвокат, способный убедительно доказать, что права и правда нарушены, судебная история может тянуться долго. Новому собственнику ни к чему лишняя головная боль».
Структура капитала
Теперь нет ни «Очевидца», ни источника на КрАЗе, «слившего» информацию. Вскоре после публикации человека вычислили и спешно уволили, тем самым подтвердив наличие огня, а не только дыма. Однако и перераспределение производственных активов случилось позже и вовсе не так, как тогда предполагалось. Сейчас можно только догадываться — почему. Вполне возможно, что губернатора от «Норильского никеля» Александра Хлопонина, который вел переговоры с Дерипаской, поправили в Кремле. Может, была другая причина.
Спустя несколько лет РУСАЛ сумел выкупить 25 процентов (блокирующий пакет) акций «Норильского никеля», получив равные права с обладателем такого же пакета — группой Владимира Потанина «Интеррос». Впрочем, у алюминиевого холдинга прав даже больше: РУСАЛу принадлежат 25 процентов плюс две акции «Норникеля».
— Слияние активов — процесс обычный для рыночной экономики, — говорит генеральный директор Красноярского представительства ЗАО «Финам» Элвис Марламов. — Основные биржевые металлы — алюминий, никель и медь, но у них разная цикличность, поэтому медно-никелевые и алюминиевые компании сливаются достаточно часто. Тем самым они стремятся обезопасить себя от биржевых рисков. Однако российский нюанс — РУСАЛ и «Норникель» принадлежат амбициозным акционерам, не испытывающим по отношению друг к другу дружественных чувств.
В числе нынешних акционеров «НН», кроме РУСАЛа, — группа «Металлоинвест», которой принадлежит четыре процента акций компании, «Внешэкономбанк» (ВЭБ — 3,5 процента). Больше 40 процентов акций — в «свободном плавании», на руках у миноритариев. Что касается РУСАЛа, 47,5 процента капитала здесь контролирует «Базовый элемент» Олега Дерипаски, остальные акции распределены между группой Михаила Прохорова ОНЭКСИМ (17,1 процента), акционерами СУАЛа (15,86 процента) и другими. Государственный ВЭБ владеет 3,1 процента акций РУСАЛа.
Провокация
Получив блокпакет акций «Норникеля», Дерипаска не остановился на этом. Откровенная попытка «избавить» северную металлургическую компанию от тотального контроля Владимира Потанина была сделана, например, полтора года назад. Осенью 2008 года ОК РУСАЛ распространила официальное сообщение о том, что направила в совет директоров «Норникеля» требование о созыве внеочередного собрания акционеров ГМК. В сообщении говорилось: «ОК РУСАЛ считает, что существующий совет директоров показал свою неспособность действовать в интересах всех акционеров, нарушая принципы корпоративного управления и способствуя снижению стоимости компании... Существующий совет директоров, контролируемый Владимиром Потаниным, открыто игнорирует принципы корпоративного управления, что уже привело к массовому уходу из компании руководителей высшего звена и подрыву доверия к «Норильскому никелю». РУСАЛ требовал прекратить полномочия действовавшего совета директоров и предлагал в его состав своих людей. А в декабре того же года алюминиевая группа предложила в совет директоров «НН» Михаила Прохорова (именно Прохоров в свое время продал Дерипаске блокпакет «Норникеля», получив взамен долю в РУСАЛе).
Нынешнюю попытку Олега Дерипаски усилить контроль над никелевыми активами эксперты объясняют пошатнувшимся материальным положением олигарха. После того как он два года подряд возглавлял рейтинг миллиардеров журнала «Финанс», в 2010 году оказался на восьмом месте. Состояние Дерипаски сократилось в восемь раз — с 40 млрд долларов в 2008 г. до 4,9 млрд долларов в
По мнению аналитиков, избрание Олега Дерипаски в совет директоров ГМК однозначно предполагает продвижение идеи слияния двух металлургических активов.
— Такое в мире случается нечасто — чтобы компания помельче поглощала более крупную, — замечает Элвис Марламов.
Для РУСАЛа перспектива слияния — укрепление позиций на мировом рынке и избавление от многих рисков, связанных с колебаниями цены на алюминий. Для «Норникеля», который сегодня чувствует себя вполне уверенно и акции которого хорошо котируются на бирже, альянс неинтересен и, пожалуй, даже вреден. Впрочем, эксперты считают, что позиция в утвержденном списке для голосования вовсе не означает избрания.
— Я думаю, номинирование Олега Дерипаски в совет директоров ГМК — это провокация, цель которой — просто прощупать почву, — считает гендиректор Красноярского представительства «Финам». — Скорее всего, на деле никто его никуда не выберет.
Официальные запросы «ВК» в ГМК «Норникель» и ОК РУСАЛ результатов не дали. Пресс-служба ОК РУСАЛ лаконично ответила, что она эту ситуацию не комментирует. Пресс-служба «Норникеля» и вовсе промолчала.
Геннадий Васильев, «Вечерний Красноярск», №14 (255)