«КрасАвиа» передала эстафету «НордСтару»
Краевое правительство отказалось от идеи создания базового перевозчика на базе своей компании. Теперь этот проект будет отдан на откуп частным инвесторам. Причем участвовать в этом государство не будет ни в какой форме.
Жизнь без базы
В течение всего прошлого года не утихали разговоры о создании в крае нового магистрального перевозчика, который занял бы место выбывшего «КрасЭйра». Это не удивительно, ведь то, что столь мощный в плане авиации регион, каким был наш край в советское время и первые десятилетия нового времени, остался без своего «большого» перевозчика, уже проблема.
Свято место пусто не бывает, и вскоре после падения «КрасЭйра» в край потянулись различные авиакомпании — на декабрь прошлого года их было 16. Однако практически единственным, кто строил сколь-либо существенные планы в отношении красноярского рынка, был «Атлант-Союз». Но и он не смог прижиться — несмотря на то что еще в июле-августе 2009 года местный филиал компании показал очень неплохие, по словам его тогдашнего директора Александра Зосимова, результаты, уже в октябре того же года его (филиала) деятельность была свернута. «Связано это с тем, — объяснял тогда Зосимов в интервью „ВК“, что у „Атлант-Союза“ есть приоритетный проект — аэропорт Внуково, и в планах компании сделать базовым перевозчиком порта именно „Атлант“. Соответственно, сейчас закупаются самолеты, и все ресурсы направлены именно на это. А для того чтобы делать рентабельный бизнес в Красноярске, необходимо здесь присутствовать не менее чем десятью самолетами».
Одной из самых значительных, связанных с уходом «КрасЭйра» потерь для края и его жителей стала маршрутная сеть компании. В итоге пассажиропоток снизился примерно на 30 %. И это при возросшем числе авиакомпаний и радикальном снижении цен на билеты.
Примерно в декабре 2009 года разговоры о создании в крае своего магистрального перевозчика наконец-то обрели более-менее определенную форму — было объявлено, что он будет создан на базе краевого государственного авиапредприятия «КрасАвиа».
Речь шла о создании в компании так называемого филиала № 7.
— Семь, — пояснили в «КрасАвиа», — потому что шесть филиалов уже было.
В седьмой филиал должны были пойти магистральные и среднемагистральные самолеты. Речь идет в первую очередь о Ту-154 и Як-42. Также рассматривался вариант Ан-148 и Ту-204. Но это вопрос будущего, так как сегодняшние объемы производства этих машин не могут наполнить рынок.
— Использование же Ту-154 и Як-42, — рассказывают в «КрасАвиа», — позволило бы восстановить воздушное сообщение между востоком и западом через Красноярск, а также полеты в классическом южном направлении — Краснодар, Сочи и т. д.
Маршрутная же сеть нового перевозчика включала бы в себя Магадан, Владивосток, Хабаровск, Благовещенск, Южно-Сахалинск — на востоке и Сочи, Минводы, Краснодар, Самару и Санкт-Петербург — на западе. Летать в столицу филиал № 7 не собирался.
— Проект седьмого филиала устроил всех, — рассказывает министр промышленности и энергетики Красноярского края Денис Пашков, — в ноябре 2009 года (напомним, объявили о том, что базовый перевозчик будет создан на базе «КрасАвиа», лишь в декабре. — «ВК») на инвестсовете он был принят и запущен. Филиал был зарегистрирован, и уже начала поступать техника. Велось обучение пилотов.
— Однако, — заявили в «КрасАвиа», — в связи с текущей ситуацией и усиливающейся конкуренцией с крупными авиакомпаниями («Аэрофлот», «Сибирь», «ЮтЭйр» и т. д.) было принято решение, что деятельность такого филиала весьма рискованна и экономически нецелесообразна.
Воздушные надежды
Сейчас уже практически достигнута договоренность между краевым правительством в лице губернатора и руководством «Норильского никеля», что задача создания краевого базового перевозчика будет решаться через авиакомпанию «Таймыр» (бренд «НордСтар»), которая планирует уже с 2011 года начать регулярное сообщение по базе аэропорта Красноярск.
— Это позволит восстановить то сообщение, которое было в части базового перевозчика, — говорят красноярские авиаторы, — при этом пока не понятно, что это будет — слияние двух компаний («Таймыр» и «КрасАвиа») или отдельное предприятие, созданное с использованием их мощностей. Не ясно также, с какими активами компании будут входить в проект. Это требует дополнительной проработки и пока обсуждается.
Однако, по словам Пашкова, ситуация выглядит несколько иначе.
— В этот же период времени (ноябрь — декабрь 2009 г.) начали вестись переговоры с «Норильским никелем» о расширении проекта авиакомпании «Таймыр» на территорию Красноярского края, — заявил «ВК» министр. — Переговоры закончились в конце февраля, когда у сторон сформировалось понимание перспектив дальнейшего развития проекта — причем понимание «Норникеля» о развитии своего проекта практически совпало с нашим пониманием проекта базового перевозчика.
Авиаторы уверены: «НордСтар» был выбран потому, что, во-первых, это краевой перевозчик, и в этом смысле интересы края с точки зрения трудовых ресурсов, социального значения и налоговых вопросов достаточно серьезно защищены. Во-вторых, «НордСтар» — это компания «Норильского никеля», весьма серьезного предприятия, которое в состоянии инвестировать в краевую авиацию.
Проект ушел на Север
Однако зачем было вести переговоры с «НордСтаром» и параллельно перечислять деньги на развитие филиала № 7 «КрасАвиа», тем самым еще раз подтвердив, что проект принят? По словам Пашкова, переговоры с авиакомпанией «Норильского никеля» завершились в конце февраля, а 25 февраля «КрасАвиа» получает первый транш из запланированных 130 миллионов на развитие магистрального перевозчика...
Денис Пашков уверяет — это нужно для того, чтобы объединить проекты «НордСтара» и филиала № 7 и не конкурировать в одной нише, а совместно развиваться.
— Учитывая сильные стороны нашего партнера (финансовую независимость, возможность инвестировать в проект, оперативность в принятии решений), — говорит Пашков, — в качестве базового партнера для этого проекта была выбрана компания «Таймыр», в рамках которой и будет создан базовый перевозчик края.
По сути это означает одно — все, что было наработано в рамках проекта филиала № 7, перейдет «НордСтару».
— Это тот же проект, который был в свое время представлен на инвестсовете, — говорит Пашков, — но реализовываться он будет уже на базе авиакомпании «Таймыр».
На самом деле история еще интереснее:
— В рамках магистральной авиации, — говорит Пашков, — мы вообще не предполагаем участия государства в этом проекте в какой-либо форме — ни в виде прямых инвестиций, ни во владении долями акций или иной другой форме.
Весь парк, по словам Пашкова, будет куплен на деньги «Норникеля». Речь идет как минимум о четырех «Боингах-737» дополнительно к пяти уже имеющимся. И в перспективе появятся несколько бортов ATR-42.
Маршрутная же сеть останется практически той же, что презентовала «КрасАвиа». Лишь немного будет изменена сетка восточного направления. Как именно, ни в «КрасАвиа», ни в правительстве не сообщили.
Пассажирооборот при полной реализации проекта, по словам Пашкова, может составить
Есть еще один момент, который требует прояснения. Почти 17 млн рублей, поступивших на счет «КрасАвиа» для создания филиала № 7, пошли на аренду (операционный лизинг) нескольких самолетов Ту-154 и Як-42. Скорее всего, эти самолеты так и останутся в «КрасАвиа»: как заверили в компании, сейчас прорабатывается вопрос эксплуатации этих самолетов с целью возмещения в бюджет средств, потраченных на их приобретение.
Резюме получается простым: край отказался от идеи создания подконтрольной ему авиакомпании. Как это отразится на рынке авиаперевозок в регионе, никто прогнозировать не решается. Но то, что краевая власть вряд ли сможет влиять на процесс создания и работы нового перевозчика, почти свершившийся факт.
Глеб Панфилов, «Вечерний Красноярск», №15 (256)