Главная
>
Статьи
>
Экономика
>
Краевое приземление

Краевое приземление

22.04.2010
0

Решать проблемы региональной авиации краевое правительство намерено при участии федеральных властей и частных инвесторов. Именно эти два источника финансирования должны стать основными в проекте развития красноярской авиации, презентованном недавно руководством края.

Радуга над ВПП

ЕмельяновоСам проект состоит из двух частей. Первая заключается в создании крупного авиатранспортного узла на основе двух аэропортов — Емельяново и Черемшанка. По сути это все тот же проект мультимодального хаба, только уже в более расширенной версии.

Суть проста и понятна: Емельяново по уже сложившейся традиции будет выполнять роль порта для магистральных самолетов, а Черемшанка — аккумулировать региональные и межрегиональные пассажиропотоки.

Сроки реализации данного проекта рассчитаны вплоть до 2020 года. Происходить это будет в два этапа: первый (до 2015 года) предполагает строительство различных объектов инфраструктуры, способствующих объединению двух аэропортов, и второй (2015-2020) — дальнейшее обустройство и развитие инфраструктуры уже объединенного порта.

За это время в проект планируется вложить более 53 млрд рублей, которые будут практически пополам поделены между государством, в лице края и Федерации, и частными инвесторами.

В результате всех этих действий уже к 2020 году пассажиропоток красноярской портовой зоны должен составить около 3 млн человек в год, а грузооборот — порядка 500 тысяч тонн. Также в планах правительства создание порядка 3,5 тысячи рабочих мест — 2 тысячи собственно в порту и 1,5 тысячи в авиакомпаниях, работающих в крае.

Помимо этого в Емельяново должна быть создана портовая особая экономическая зона (ПОЭЗ), что приведет, по планам региональных властей, к увеличению грузопотока через аэропорт Емельяново с 50 тысяч тонн в 2009 году до 800 тысяч тонн в 2020 году. Также будет создано без малого 9 тысяч рабочих мест. Ежегодный же объем налоговых поступлений в бюджеты всех уровней составит около 35 млрд рублей.

На создание ПОЭЗ в Емельяново планируется потратить еще порядка 25 млрд рублей, из которых лишь около 7 млрд государственные деньги (3,1 млрд рублей — федеральный бюджет, 3,8 — краевой). Остальные же 18 млрд — деньги частных инвесторов.

Вторая часть проекта развития красноярской авиации заключается в создании федерального казенного предприятия, в которое войдут 12 региональных портов края. По планам правительства, это нужно для того, чтобы привести в порядок наземное авиахозяйство, износ которого в среднем превышает 85 %.

В перспективе, уверены в правительстве, это позволит не только сохранить транспортную доступность северных районов края, но и обеспечить реализацию инвестиционных проектов и стратегических приоритетов России в Арктике.

Сколько денег понадобится на эту часть проекта и источники его финансирования в крае не называют.

В поисках денег

Вообще, именно источники финансирования ставят самые серьезные вопросы будущего краевого проекта развития авиации — согласятся ли частные инвесторы вкладывать свои деньги?

В правительстве уверены, что да. Более того, чиновники говорят, что уже сейчас существует немалый интерес к этой теме.

Эксперты же от предпринимательского сообщества не разделяют оптимизма властей. Они уверены, что для того, чтобы частный инвестор пошел в этот проект, необходимо создать понятную и прозрачную систему участия в нем. Пока же этого нет. Не помешали бы и гарантии перспективности проекта. Пока же опыт заставляет делать другие выводы — проект модернизации аэропорта Емельяново с целью создания на его базе мультимодального хаба был презентован еще осенью 2007 года. Но и по истечении почти двух с половиной лет никаких ощутимых сдвигов не видно. За исключением новых вариантов развития этого проекта.

Конечно, эту задачу можно решить и много проще. Кстати, этот механизм уже заложен в проекте. Когда речь идет о внебюджетных поступлениях (читай — деньги частных инвесторов), в программе с завидной регулярностью звучит слово «резидент». Например, «резидент портовой особой экономической зоны», то есть компания, работающая на территории этой самой зоны. Как будет реализован механизм привлечения денег резидентов, в проекте не сказано. Потому возникает резонный вопрос: не превратится ли красивое выражение «привлечение средств частных инвесторов» в банальное «плата за вход»?

Евгений Волошинский, «Вечерний Красноярск», №15 (256)

Рекомендуем почитать