Клининг рассмотрели в парламенте и признали экологически полезной сферой бизнеса
Если судить по количеству клининговых компаний и динамике роста их числа, рынок профессиональных уборщиков в Красноярске развивается бурно. Однако эксперты уверены, что развитием это можно назвать достаточно условно. По некоторым оценкам, подавляющее большинство таких компаний не только нельзя считать клининговыми, но вообще трудно отнести к сфере бизнеса. И такое положение изменится не скоро.
11 марта в Москве прошли парламентские слушания по проблемам обеспечения безопасной среды обитания человека. Теме профессиональной уборки уделили небывалое внимание. В парламент пригласили представителей Ассоциации русских уборочных компаний (АРУК), непосредственных игроков рынка клининговых услуг. Участники слушаний констатировали: требования ГОСТов и СанПиНа по уборке общественных помещений и зданий безнадежно устарели. Регламенты принимались в
Кто здесь?
В 2000 году пять ведущих московских компаний учредили Ассоциацию русских уборочных компаний. Теперь в нее входят около пятидесяти игроков рынка. По данным АРУК, на отечественном рынке сегодня работает около 650 компаний, предлагающих услуги по профессиональной уборке помещений. Многие, если не большинство, насчитывают в штате до пяти человек, предлагают одну-две услуги. Другие — мультисервисные, с солидным штатом, отстроенными бизнес-процессами и внушительной продуктовой линейкой. Таких меньше.
Оценка АРУК кажется скромной. В информационно-поисковой системе «ДубльГИС» зарегистрировано 55 красноярских клининговых компаний, в «ЯрМап» — 80. По оценкам игроков красноярского рынка, множество компаний-однодневок ежегодно как появляется, так и исчезает. Общее количество вроде есть, а реального присутствия нет. Тенденция — не локальна, так практически везде. Скорее всего, профессиональная ассоциация рассматривает только тех игроков, которые имеют хоть какую-то историю и число клиентов которых все-таки побольше одного. Потому что вообще-то для России 650 клининговых компаний — капля в море.
В оценке красноярского рынка клининга расхождений практически нет. И сами игроки, и независимые эксперты выделяют максимум шесть серьезных компаний, остальные — либо с ничтожной долей (порой это вообще один клиент, хоть и крупный), либо однодневки. Генеральный директор компании «Примекс-Красноярск» Марина Мельникова к числу лидеров относит «Ротекс», «Тригон», собственную фирму, еще «Лайт» и «Альбус». По ее мнению, работают они технологично, к бизнесу относятся серьезно, развиваются. Есть оценки более жесткие, сводящие число лидеров к трем названным компаниям, не более. Но и здесь — не без оговорок: по мнению экспертов, «Ротекс» занимает лидирующие позиции не только за счет технологий и отстроенного бизнеса, но и во многом благодаря административному ресурсу.
Одной из первых (по собственной оценке — первой) в России была компания «Примекс». Она образовалась в 1991 году с участием шведских, эстонских и российских партнеров. Сегодня это — крупная сеть, работающая с региональными партнерами по системе франчайзи. В 2008 году журнал «Форбс» отнес ее к числу пяти лучших франшиз России в сфере производства и услуг. В Красноярске компания появилась в 2005 году. По словам Марины Мельниковой, клиенты к новой услуге поначалу относились настороженно.
— Приходилось объяснять само слово «клининг», — вспоминает она. — Терпеливо рассказывали, что клининг — это не технички, а мастера по уходу за недвижимостью. У нас совершенно другой инвентарь, позволяющий сделать процесс более технологичным.
К тому времени в Красноярске уже работали «Ротекс» и «Тригон», но в миллионном городе с активно развивающимся офисным строительством две серьезных клининговых компании еще не успели сформировать культуру спроса на свои услуги.
«Тригон» на рынок услуг профессиональной уборки вышел почти случайно — помог кризис 1998 года.
— Нам 14 лет, начинали с продажи оборудования, — рассказывает директор и соучредитель ООО «Тригон» Алексей Горельский. — Потом, во время кризиса 1998 года, стали как-то оптимизировать свою деятельность: раз товар не продается — стали сами применять его на практике. Наша страна отличается большим наличием грязи, чем европейские страны, поэтому здесь — поле непаханое.
Разрешите войти
Руководители компаний-лидеров сетуют: со стороны многим кажется, что клининг как бизнес — дело предельно простое. На самом деле это не так.
— Мы все — двинутые на чистоте, на технологиях, — говорят в «Примексе», — «недвинутые» здесь работать не смогут. Это серьезная, большая машина, при этом бешеных денег здесь нет.
Рентабельность бизнеса и Горельский, и Мельникова оценивают одинаково: в пределах десяти процентов. И «Примекс», и «Тригон» заметно выручает то, что обе компании кроме клининга занимаются еще и торговлей — продают профессиональное оборудование для уборки, расходные материалы. Хотя, по признанию Алексея Горельского, на этом доходном направлении серьезно сказался кризис, прибыль и здесь сократилась.
Не слишком высокая рентабельность (хотя так ли уж мало — 10 процентов?) не отпугивает новичков. Понятно почему: порог вхождения в этот бизнес чрезвычайно невысок.
— Смотря какой уровень выставляет для себя новичок, — говорит Горельский. — Если поставить цель просто войти в рынок — достаточно 50 тысяч, это два-три профессиональных пылесоса. Если они хотят оказывать весь спектр услуг — потребуется не менее 300 тысяч рублей.
Примерно ту же оценку дают и в «Примексе». Если выходить на рынок всерьез, арендовав офис, наполнив штат не только операторами профессиональной уборки, но и менеджерами, мастерами, технологами, прочими узкими специалистами и руководителями направлений, если взять не один, а несколько крупных офисных объектов плюс прилегающую территорию, первоначальные затраты могут вырасти и до миллиона рублей.
Чистка рядов
Но подавляющее большинство на рынке составляют как раз те, кто укладывает первоначальные затраты в два пылесоса. В «Примексе» их называют «табуреточниками»: «Сидят дома на табуретке, не имеют ничего, кроме сотового телефона». В двух компаниях из пяти, куда мы звонили наобум на протяжении двух дней, никто ни разу не взял трубку; два телефона реагировали на звонки только ближе к середине дня, но там от общения с прессой отказались; еще в одной фирме отказались довольно агрессивно, попросту нахамили.
— Рынок молодой, много неопытных игроков, потому они и не хотят раскрываться, — предполагает Алексей Горельский. И называет еще одну причину закрытости клининговых компаний: — Мы и сами сейчас ко многим звонкам относимся осторожно: дилетанты часто не в состоянии посчитать объект — вот и звонят нам от имени клиента, чтобы просто сориентироваться. Но расценки, тарифы — это наша коммерческая информация. То есть получается своего рода инсайд.
И все же, по мнению многих экспертов, чаще всего закрытость объясняется тем, что у большинства мелких компаний на этом рынке цели — не построить серьезный бизнес, а заработать «на карман». Развитие для них — вообще не приоритет. Один из игроков привел такой пример: некая компания два года существует на рынке — и все два года подряд директор лично приходит покупать расходники. «О каком развитии можно говорить, если за два года он даже менеджера не нанял?» — недоумевает эксперт.
— Бывают ситуации, когда прибегает директор такой компании: «Продайте нам срочно вот этот пылесос, нас клиент ждет, только покажите — как на нем работать», — вспоминает Алексей Горельский.
Справедливости ради надо сказать: единственная польза от многочисленных ИП на рынке клининга — они, по сути, заменили собою несуществующий институт домработниц. Демпинговые цены в прайсах вполне подъемны индивидуальному заказчику, а качество уборки в квартире в любом случае выше, чем если бы заказчик убирался сам. Учитывая, что в общем портфеле заказов крупных компаний процентов 80, а то и больше составляют юридические лица, в мелких частниках, желающих почистить ковер или помыть окна в квартире, они объективно не заинтересованы.
Василий Казарин, «Вечерний Красноярск», №15 (256)