Середина весны-2010 оказалась богата на потрясения мирового масштаба. Теракты в Москве, крушение самолета польского президента под Смоленском, извержение исландского вулкана с непроизносимым названием, наконец. События в Киргизии, которые сначала трактовались как народные волнения, потом стали революцией, а теперь рискуют вылиться в гражданскую войну, вызвали в мире, может быть, не столь заметный резонанс, но для России могут иметь куда более значимые последствия.
Сначала по традиции давайте восстановим хронику событий. Итак, первая революция в Киргизии случилась 5 лет назад — в марте 2005 года. Тогда Аскар Акаев, находившийся у власти последние 15 лет, был свергнут со своего поста после очередных парламентских выборов, вроде бы выигранных оппозицией, и спешно покинул страну вместе со своей семьей (с тех пор он проживает в России, кстати). Это действо было красиво названо «тюльпановой революцией» — эти цветы как раз цветут в Киргизии в начале весны. На освободившееся место президента претендовали лидеры оппозиции Курманбек Бакиев и Феликс Кулов, но тезка Дзержинского эту борьбу проиграл.
Новый президент Киргизии Курманбек Бакиев довольно быстро разочаровал тех, кто привел его к власти. На всех ключевых постах в стране оказались родственники либо друзья нового президента, поборы с населения выросли, свободу слова быстро ликвидировали. В общем, все по Шварцу — тот, кто победил Дракона, со временем сам в него и превратился.
Тарифы раздора
Оппозиция между тем взялась отмечать в марте годовщину своей «тюльпановой революции», и с каждым годом эти собрания недовольных жизнью в стране становились все более массовыми. Властям пришлось придумывать что-то, чтобы отвлечь народ от волнений. В прошлом году, к примеру, были объявлены досрочные президентские выборы. В итоге весь пар ушел в свисток, а президент Бакиев совершенно легально переизбрался на второй срок.
В этом году снова проводить выборы было как-то неудобно, и вместо них назначили курултай — народный сход, на котором обсуждаются насущные проблемы жизни страны. Темой курултая-2010 стало ухудшение уровня жизни населения — в январе в Киргизии в несколько раз выросли тарифы на отопление и электроэнергию, одновременно с этим подорожала сотовая связь, выросли цены на продукты питания. Народ высказался против роста тарифов и цен, власть взяла под козырек и пообещала принять меры.
Однако в середине марта оппозиция провела свой собственный курултай, на котором потребовала более решительных мер для борьбы с ростом тарифов — в частности, вернуть в государственную собственность компании, приватизированные родственниками президента. А заодно провести новые выборы и сменить большинство представителей власти в регионах. Времени на размышление власти было дано до конца марта, после чего были обещаны народные волнения.
Власть не прислушалась, и волнения начались. Сначала 6 апреля в Таласе, областном центре на севере Киргизии, где милиция задержала лидера местной оппозиции, после чего его сторонники захватили здание областной администрации и объявили об избрании «народного» губернатора. Наводить конституционный порядок в столицу региона прибыли бойцы местного ОМОНа, что вылилось в масштабные уличные бои, где пострадало около сотни сотрудников силовых ведомств и точно не названное, но наверняка не меньшее число их противников. При этом обошлось вроде бы без смертей.
Первая кровь
Но фитиль уже был зажжен, и бомба рванула на следующий день — в столице Киргизии Бишкеке многотысячный митинг оппозиции вылился в столкновения с силовыми структурами. Власть встретила протестующих неожиданно жестко, что привело к первым жертвам — вначале сообщалось о четырех погибших. Однако это только распалило народ, и волнения вспыхнули с новой силой. Уже на следующий день, 8 апреля, столица Киргизии оказалась в руках мятежников. Они захватили все ключевые правительственные здания, телецентр, президентский дворец, а заодно и министра МВД, которого едва не забили до смерти. Президент Бакиев оперативно покинул Бишкек, причем сначала сообщалось, что он покинул страну, но потом он объявился на юге Киргизии, в родном для себя городе Оше.
Бишкек в это время оказался в руках бесчинствующей толпы. Люди крушили, разносили и грабили все, что только могли. Начали с президентского дворца и правительственных зданий, потом перекинулись в супермаркеты и торговые центры, а затем и до мелких магазинчиков и кафе дошла очередь. Представителям новой власти пришлось применить оружие уже против того самого народа, который привел их к победе. В результате число жертв новой киргизской революции, которую назвать «тюльпановой» язык уже вряд ли повернется, превысило 80 человек погибших и более тысячи раненых.
Президент Бакиев, отсидевшись неделю на юге страны, попытался вернуть власть себе — его сторонники собрались на митинг в Оше, а сам он предложил перенести столицу на юг страны — в Ош или Джелал-Абад. Эксперты всерьез заговорили о перспективах гражданской войны между севером и югом страны. Но тут в дело вмешались международные лидеры — после переговоров с президентом Казахстана и премьер-министром России, а также представителями американской администрации Курманбек Бакиев принял решение уйти в отставку. И покинул страну на самолете Нурсултана Назарбаева, отправившись в Казахстан, где он и пребывает в настоящее время.
Киргизией сейчас управляет временное правительство во главе с Розой Отунбаевой, которая ранее была министром иностранных дел. Новая власть хочет сначала провести референдум по изменению Конституции, превратив страну из президентской в парламентскую республику, а затем уже провести выборы нового руководства страны. Ситуация в Киргизии тем временем остается напряженной — на юге страны по-прежнему не признают новую власть, в столице продолжаются грабежи и самовольный захват земель, милиция отказалась подчиняться временному министру МВД и уже добилась его замены. В общем, до мира и стабильности в Киргизии еще далеко, и чем закончится новая революция в этой стране, сказать сейчас вряд ли возможно.
Наших рук дело
Российский след в новой киргизской революции обнаружить не так уж сложно. Для этого даже не нужно быть сторонником теории заговора — достаточно просто объективно смотреть на вещи. Стоит вспомнить, что президент Бакиев довольно быстро испортил отношения с российским тандемом — особенно когда занял проамериканскую позицию и отказался закрыть военную базу в Манасе, переименовав ее в транзитный центр для войск США, участвующих в зачистке Афганистана. Новое правительство, кстати, уже успело заявить, что через год, когда американцы обещают операцию в Афганистане завершить, военная база Манас прекратит свое существование.
Нельзя не вспомнить о том, что в феврале Роза Отунбаева в качестве министра иностранных дел была в Москве, где встречалась с Владимиром Путиным. В этой связи уже не удивительно, что сразу после столкновений в Бишкеке и бегства Бакиева российский премьер провел телефонный разговор с представителями оппозиции, еще толком не захватившими власть, и пообещал им всяческую поддержку, а также предоставление кредита в 150 млн долларов для стабилизации обстановки. Поспешность, с которой это было сделано (напомним, что президент Бакиев официально сложил свои полномочия только неделю спустя), вызвала определенные пересуды в международных кругах.
Вообще, некоторые эксперты отмечают, что события в Таласе и Бишкеке, начавшиеся как стихийный бунт народа, с какого-то момента вдруг начинали развиваться по заранее спланированному сценарию — скажем, в Бишкеке, получив отпор у Дома правительства, восставшие перегруппировались и внезапно синхронно нанесли тройной удар, захватив местный телецентр, министерство внутренних дел и аэропорт. А потом, когда победа революции была обеспечена, невидимая рука словно отпустила вожжи, оставив город на разграбление толпам мародеров.
Самое интересное в Киргизии, впрочем, еще только начинается. В последние дни на лентах новостей активно замелькали сообщения о «русских погромах» в Бишкеке, когда местное население начинает активно выживать из страны всех, кто имеет хоть какие-то русские корни. Это может стать поводом для более активного участия России в наведении порядка в Киргизии — в августе
Аркадий Баташев, «Вечерний Красноярск», №15 (256)