Перепроизводство зерна может уничтожить сельское хозяйство в крае
Когда в прошлом году возникли проблемы с хранением рекордного урожая, краевые власти начали искать выходы на внешний рынок. В этом году ситуация может повториться — новых мощностей для хранения так и не появилось, а собрать планируют немногим меньше.
Бездумное наращивание
Еще в октябре прошлого года министерство сельского хозяйства края признало — в регионе переизбыток зерна. Около 400 тысяч тонн выращенного урожая (почти шестая часть) оказалось в профиците. Даже профильный министр признал, что край увлекся наращиванием урожая, «забыв, что для обработки зерна нужны те же зерносушилки». Тогда выход решили искать в экспорте. И даже пригласили китайских специалистов, чтобы они оценили качество местного зерна и его пригодность для поставки на рынок Поднебесной. Чем дело кончилось, так и не ясно — в минсельхозе не стали отвечать на вопросы «ВК», сославшись на то, что ответственный за это человек в отпуске.
Меж тем власть склонна связывать возникновение такой ситуации с политикой федерального центра.
— Задача федерального центра должна состоять в том, чтобы купить у регионов излишки произведенного зерна, — уверены в профильном комитете Заксобрания края. — Ведь, по сути, мы сегодня просто не можем производить меньше — есть плановые показатели сбора зерновых, спущенные нам из Минсельхоза РФ, по которым мы должны постоянно наращивать урожайность. К примеру, в этом году производство зерна должно вырасти на 3 % к уровню прошлого года.
К слову, Федерация, по мнению депутатов, имеет массу возможностей для решения проблемы затоваривания — это и поставки на внешний рынок, и кредитование зерном развивающихся стран. Просто нужно очистить рынок, дав крестьянам возможность получить за свою продукцию деньги, а не тратить их на хранение.
— Это совершенно неправильно, что крестьянам приходится входить в посевную, не продав около половины прошлого урожая. К тому же сегодня продавать уже невыгодно — цена составляет лишь 30 % от максимальной.
Сбыт без системы
В этом году в планах аграриев собрать 2,3 млн тонн зерна. Депутаты Заксобрания уверены — действующих мощностей элеваторов достаточно, чтобы загрузить весь этот урожай.
— Они сейчас у нас заполнены лишь на 50 %, — говорят в ЗС, — к жатве это зерно практически полностью будет продано.
Крестьяне меж тем не разделяют оптимизма властей.
— В крае скопилось огромное количество зерна, — говорит президент Ассоциации крестьянско-фермерских хозяйств края Александр Воронин, — и уже скоро появится новое. Система сбыта и потребления совершенно не отлажена.
Проблема и в том, что сами крестьяне не хотят хранить зерно в элеваторах — им это не выгодно. Элеватор берет за это деньги, а их у крестьян, как правило, нет. Поэтому большая часть сельских хозяйств предпочитают хранить урожай на собственных складах, которые и используются до марта, когда зерно достигает максимальной цены.
Правда, лишь крупные хозяйства имеют возможность обеспечить необходимые условия хранения.
— В крае порядка семи линейных элеваторов, которые представляют интерес, — говорит Воронин, — сохранить весь объем зерна, который производится, они не способны. Строить новые дорого, да и не нужно. По большому счету нужно наращивать внутреннее потребление: подымать животноводство, птицеводство. Тогда ни о каком кризисе перепроизводства не придется и беспокоиться.
А перепроизводство действительно близко к критическому. По словам Воронина, многие хозяйства края практически ничего не продали из прошлого урожая.
— Это приводит к тому, — говорит он, — что крестьяне сокращают объемы возделываемых земель, сворачивают переработку и так далее.
Есть, правда, надежда, что ситуация прошлого года не повторится. Дело в том, что рекорд был обусловлен уникальными для наших мест погодными условиями. Такое, по признанию аграриев, случается раз в 10 лет.
В этом году ситуация сложнее. Если в прошлом году к концу первой недели мая было засеяно более 55 тысяч гектаров, то в этом — только 9 тысяч. Прибито влаги в прошлом году на 520 тысяч гектаров, в этом году только на 80 тысяч. Природа просто не позволяет активно включиться в посевную. А осень придет в любом случае, и, хочешь или нет, обмолот придется начинать по графику — 15 августа. И тут возникает другая проблема, о которой уже упоминалось выше. Если мы не повысим урожайность относительно прошлого года, край рискует остаться без финансовой поддержки Федерации, а это ни много ни мало 800 млн рублей.
— Нельзя рассчитывать на то, что мы не соберем достаточного урожая, — считает Воронин, — нужно отстраивать систему работы с сельхозпроизводителем, а не латать в авральном порядке дыры.
Евгений Волошинский, «Вечерний Красноярск», №18 (259)