Главная
>
Статьи
>
Общество
>
Дорога безопасности, или Безопасность дорогА!

Дорога безопасности, или Безопасность дорогА!

17.05.2010
0

Вот уже несколько лет Россия входит в печальную тройку лидеров по числу детей, гибнущих на дороге. Смертность детей и молодых людей в возрасте до 24 лет в результате дорожных происшествий составляет в России 4,7 чел. на 100 тыс. населения. В дорожно-транспортные происшествия дети попадают по-разному.

Дорога безопасностиНо даже в том случае, когда ребенок вылетает на проезжую часть, не глядя по сторонам, виноваты мы, взрослые. Не научили, не подсказали, не предостерегли. В любом случае это трагедия. Это пострадавшая психика ребенка, вынужденного терпеть боль. Это бессонные ночи матери и отчаяние отца.

Как это происходит?

Идти нельзя стоять

В тот день Женька собрался быстро — мальчишеская непоседливость звала на улицу. Шапка, пуховик, варежки — маму за руку и на улицу. По этой тропинке до дороги они с мамой проходили уже много-много раз. Все: садик, магазин, дворы друзей — находилось там через дорогу, по которой мчались разнообразные машинки. Их Женька очень любил рассматривать, пока они с мамой ждали зеленого света светофора. Вот и сегодня — несколько шагов по «зебре» — и ты в другом мире. Зеленый свет — и Женька гордо шагает с мамой через дорогу, как взрослый пешеход, но невысокого роста. Однако только сейчас и мама, и Женька заметили впереди большую собаку. Пожалуй, это был единственный страх отважного мальчугана, а потому мама, знавшая, сколько переживаний приносит встреча с четвероногим другом человека, повернула обратно, решив перейти дорогу немного дальше. Женька решил, что перейти ту же дорогу, но обратно, сможет и самостоятельно. Вырваться из рук мамы не составило труда. Лихо он побежал, но, не коснувшись сапожком тротуара, упал от сильного удара. В голове смешались звуки машин, крики людей и визг колес где-то совсем рядом, возле уха. Открыв глаза, он увидел дно машины и колесо, которое буквально прижалось к нему, и почему-то расплывчатое лицо мамы... 2 недели в больнице понадобилось Женьке, чтобы утихли головные боли и не известно, сколько недель-месяцев-лет понадобится, чтобы не бояться машин и автобусов. Любой звук движения заставляет Женю вздрагивать и вспоминать ту картину...

За ЧТО?!

Январское утро выходного дня. Мама взялась за домашние дела, а 6-летняя дочь Алина, увидев в окно подруг, отпросилась погулять. Двор общежития всегда собирал мальчишек и девчонок в дружную компанию. Все друг друга знали, а потому всем всегда было спокойно, особенно девчонкам. Те чувствовали, что случись что, парни всегда за них вступятся. Вот и сегодня Алине не терпелось примкнуть к шумному кругу друзей. Она быстро сбежала по ступенькам, хлопнув дверью, выскочила на улицу. Осталось совсем чуть-чуть. Обогнув стоящую машину (таких машин в последнее время развелось просто несметное количество), Алине осталось сделать несколько шагов до тротуара. Но неожиданный удар, резкая боль, помутнение в глазах. Крики от боли вырвались сами собой. И сквозь какой-то туман — рассеянный образ дяденьки — взрослого, усатого и кричащего: «Чего орешь?!» Алина была еще слишком мала, чтобы уметь сдерживать боль, и слишком наивна, чтобы задавать вопросы — за что и почему? Но никто на них не собирался давать ответов, а уж тем более помочь справиться с ужасной болью — большой дяденька сел в машину, захлопнул дверь и уехал. Нет, не уехал, а умчался, оставив ее наедине со слезами и болью. Правда, долго Алине ждать не пришлось, ребята со двора помогли подняться и дойти до дома. Все, что они смогли рассказать родителям о происшедшем, — это то, что за рулем был нерусский мужчина, с бородой, с усами. Но самое важное-странное-страшное — то, что у него у самого в машине сидел ребенок. Его поведению родители Алины просто не нашли объяснения.

Гематомы на ногах и лице у Алины заживали долго. Во двор не хотелось — болели ноги, да и лицо выглядело устрашающе. Но главное даже было не это, главное — в Алине появился страх. Страх перед всем, что казалось когда-то безобидным. И этот страх держится уже полгода. Вид приближающегося автобуса и машины приводит девочку в неописуемый ужас. Каждая поездка для нее — стресс. И поймет ли она, оправдает ли когда-нибудь того взрослого, причинившего ей невыносимую боль и оставившего ее с нею наедине.

Эти случаи — не выдумка и не фантазия. Таких похожих и не похожих ежегодно в Красноярске происходят десятки. В течение 2009 года на территории Красноярска с участием детей произошло 203 ДТП, в которых 212 детей получили различные травмы. При этом по вине детей произошло 49 ДТП, в которых 49 человек получили ранения. Количество ДТП по вине детей составляет 24 % от общего количества дорожно-транспортных происшествий.

Основные причины ДТП с участием детей

  • непредставление преимущества в движении пешеходам на нерегулируемых пешеходных переходах;
  • перевозка детей в салоне автомобиля без применения специальных удерживающих устройств.

С участием детей-пешеходов произошло 119 ДТП (это 58,6 % от общего количества ДТП с участием детей).

Основные нарушения, допущенные детьми и приведшие к авариям:

  • пересечение проезжей части вне зоны пешеходного перехода;
  • неожиданный выход на проезжую часть из-за транспортных средств;
  • езда на велосипеде, мопеде по проезжей части.

Самые опасные дни — пятница и понедельник, самые опасные часы — с 12.00 до 15.00. Наибольшее количество ДТП происходит с учащимися общеобразовательных учреждений в возрасте от 11 до 16 лет.

Комментирует зам. начальника ОГИБДД УВД по Красноярску Анатолий Попов:

— Сегодняшняя статистика — результат многолетнего игнорирования проблемы поведения на дороге и отсутствия воспитания. Еще несколько лет назад ни в школах, ни в детских садах не было специальных занятий. И это при растущем количестве машин, когда они заполонили не только дороги, но и дворы. Гарантией здоровья и правильного поведения на дороге сегодня я вижу только в системном подходе.

Начиная с детского сада, и воспитатели, и родители должны уделять правилам дорожного движения максимальное внимание. Мы со своей стороны помогаем, как можем. Наши инспекторы регулярно приходят к ребятам для бесед и практических занятий. Но никакая книжка с правилами, никакой инспектор не заменят пример родителей. Главная причина происходящих ДТП — копирование родительского неправильного поведения на дороге. Один из последних случаев произошел как раз по этой причине. Долгое время мама и бабушка водили ребенка в школу не через регулируемый перекресток, а так, перебегая по накатанной дорожке, ближе к дому. 100 м до светофора, казалось им, отнимают много времени. И вот настал день, когда девочку самостоятельно отправляют в школу. Конечно же, она даже и не думает идти до светофора, а перебегает дорогу в неприспособленном, но привычном месте. Результат — девочка в больнице с многочисленными травмами.

Дорога безопасности

Очень важно научить ребенка полностью оценивать ситуацию на дороге. Даже, если по правилам обходить стоящий автобус сзади, есть риск попасть под мчащуюся машину. Поэтому объясните — лучше дождаться, когда автобус отъедет, а потом уже переходить. Целью занятий и бесед с ребенком должно быть не запугивание, не отталкивание от дороги. Главное — научить его ориентироваться в дорожном пространстве. Постоянное запугивание ни к чему не приведет, а вот спокойное объяснение без паники действовать по ситуации, соблюдая правила дорожного движения, спасет вашему ребенку жизнь. Помните об этом.

Спасительное кресло

Лада вот уже 10 лет залихватски водила машину. Ловко управляя четырехколесным созданием, она успевала при его же помощи несколько раз за день съездить из одного конца города в другой по рабочим делам, а в перерывах между делами отвезти дочку Варю в бассейн или в гости к подружкам. В тот осенний денек 2009 года была отличная погода, лишь небольшой дождик оставил на асфальте множество лужиц. Кто ездил в Красноярске по Октябрьскому мосту, знает, в каких примерно местах собираются маленькие лужицы в одну, но приличную. По лужам Ладе ездить не впервой, а потому, не сбавляя разрешенной на мосту скорости в 90 км, она буквально влетела в расстилавшееся по асфальту мокрое пятно и поняла, что такая привычная и послушная «хондочка» вырвалась из подчинения и едет, куда ей хочется. И не едет, а летит. Выруливание, привычный набор действий не помогали — «Хонда» оголтело неслась на ограждение. Нельзя, ну, нельзя туда — сзади Варька увлеченно слушает сказку. Разворот, удар, еще удар... машину покружило, как в вальсе, и остановило. Хорошо, никто к этому адову танцу не присоединился. Взгляд на Варю — ребенок, увидев испуганный взгляд матери, с неохотой отрываясь от сказки, спросил: «Уже приехали в бассейн?» — «Еще нет, детка, но ты не волнуйся, все будет хорошо». А в голове — господи, спасибо тебе за твою доброту и мою... сознательность. Не дураки придумали эти детские кресла, не дура я, коли каждый раз перед поездкой кропотливо пристегивала малышку на все ремешки. На миг в голове промелькнула картина последствий, окажись я не такой занудой в вещах безопасности. Что было бы, откажись я от этого, подумать было страшно.

В прошлом году 61 ДТП произошло с участием детей-пассажиров, в которых пострадало 6 детей. Среди пострадавших детей-пассажиров 12 человек получили травмы при движении в автобусах, 49 — в автомобилях, из них 32 были пристегнуты ремнями безопасности, либо находились в специальных удерживающих устройствах. 17 детей пристегнуты не были.

Исследования, проведенные группой специалистов Европейской конференции министров транспорта в РФ, показали, что одна из причин смерти и получения травм детьми — это пренебрежение водителем рекомендаций, касающихся применения ремней безопасности и детских удерживающих устройств. В европейских странах они используются в 90 процентах случаев на передних сиденьях и в 80 процентах — на задних. В некоторых субъектах РФ сейчас проводят даже кампании, показывающие важность использования ремней и детских кресел под названием «Выбери жизнь — пристегнись».

Комментирует зам. начальника ОГИБДД УВД по Красноярску Анатолий Попов:

— Статистика говорит сама за себя. Но еще раз повторю — детское кресло на 70 % снижает травматизм. Исследования показывают: при скорости 50 км в час масса тела увеличивается в 30 раз. Так, ребенок весом 10 кг в момент столкновения весит 300 кг! Ни мать, ни отец не способны удержать на руках ребенка в момент столкновения. Поэтому я призываю к так называемой пассивной безопасности. Замечу, применение детского автокресла не прописано в правилах. Пункт Правил дорожного движения 22.9 гласит, что перевозка детей должна производиться при помощи специальных детских удерживающих устройств, соответствующих росту и весу ребенка, или иных средств, позволяющих пристегнуть ребенка с помощью ремней безопасности, предусмотренных конструкцией транспортного средства, а на переднем сиденье легкового автомобиля — только с использованием специальных детских удерживающих устройств. Что использовать, решайте сами. И помните: эти способы позволяют ребенку, заложнику ситуации при ДТП, выжить!

Большинство маленьких детей уверены, что самыми безопасными водителями являются их матери, а вовсе не отцы. К такому выводу пришли эксперты из английской ассоциации GEM Motoring Assist после опроса большой группы детей в возрасте от 5 до 16 лет. Оказывается, 83 % детей уверены, что папы слишком быстро водят машину, 35 % говорят, что отцы часто выходят из себя за рулем и начинают нервничать. Кроме того, дети не видят ничего хорошего в том, что папы стараются объехать пробку, перестраиваются из ряда в ряд, кричат на других водителей. А вот мамы обычно аккуратно едут за рулем, не ругаются и не превышают скорость. Также детям очень нравится, что 70 % матерей поют во время езды песенки (52 % матерей во время движения рассказывают веселые рассказы или сказки).

Родителям и водителям!

Учтите:

  • когда подушка безопасности срабатывает, она раскрывается вам навстречу со скоростью 200 миль/час. Вас это может спасти от тяжелых травм. А ребенка — серьезно покалечить;
  • для детей дорога выглядит по-другому, совсем не такой, как видим ее мы, взрослые. Водители всегда должны быть внимательны, особенно к маленьким пешеходам. Ведь дети не всегда чувствуют грань между игрой и опасностью.

Приводя статистические данные, мы отметили, что лишь четверть ДТП происходит по вине детей, а это значит, что в остальных случаях виноваты взрослые! К сожалению, соблюдение ПДД зависит только от сознательности взрослого. В России призвать водителей к сознательности пытаются при помощи бесед (не удивляйтесь, но такие проводятся. Например, для водителей автобусов) и специальных акций, таких, как «Включенная фара» и т.д. А вот что делают для напоминания водителям об ответственности и последствиях ее отсутствия за границей.

В Новой Зеландии о детской смертности решили напоминать прямо на улице. Но не рекламным щитом или вывеской. Вдоль дорог, возле заборов, при входе в магазины появились картонные фигуры маленькой грустной девочки. За день люди могли встретить эту девочку не раз и не два. А спустя две недели у нее в руках появился дорожный знак с надписью: «Дети, которых вы убили, никогда не покидают вас. Притормозите возле школ».

Был создан и рекламный ролик с грустным названием «Воспоминания о непоседах». Главная мысль — каждый год водители, превышающие скорость, оставляют многим родителям светлые воспоминания об их детях, отнимая у них самих детей.

В Чехии была создана наружная реклама с нарисованными детскими полями для игр. Особенность их была в том, что начинались они во дворах или на тротуарах, а заканчивались на дороге. Таким нестандартным образом авторы постарались показать водителям, что дети, увлекаясь, часто продолжают игры на проезжей части, и водители всегда должны быть готовы к этому.

Город детства

Елена Бухтоярова

Рекомендуем почитать