Большая часть объектов муниципальной собственности неликвидна
Госсобственность будут продавать в рассрочку. По планам Росимущества, это позволит ускорить приватизацию недвижимости. Однако эксперты от рынка уверены, что это вряд ли сдвинет ситуацию с мертвой точки.
Вечное оправдание
Приватизация госимущества идет ни шатко ни валко. Ситуация с продажей красноярской недвижимости, находящейся в муниципальной собственности, может быть очень показательным примером этого. С момента начала приватизации (2008 год) примерно из семисот объектов, подпадающих под приватизацию, продано лишь 80.
— И это еще неплохо, — заверяют в департаменте муниципального имущества и земельных отношений Красноярска. — Прошедшая недавно конференция Ассоциации сибирских и дальневосточных городов показала, что красноярцы далеко опередили большинство других российских регионов.
Прошлый год внес свои коррективы в показатели приватизации — лишь одно помещение было выкуплено с аукциона. Хотя 212 представителей бизнеса выразили желание поучаствовать в торгах. В администрации причиной всему видят кризис.
— Экономические трудности помешали массе предпринимателей осуществить задуманное, — говорит исполняющая обязанности руководителя имущественного департамента Светлана Катцына.
Эксперты же от предпринимательского сообщества называют другую причину.
— Как и прежде, осуществить свое право на приватизацию достаточно трудно, — говорит президент красноярской Федерации малого бизнеса Михаил Четыркин, — связано это с тем, что с появлением
Промах на ускорении
Росимущество намерено ускорить темпы приватизации. Первым шагом на этом пути должно стать появление возможности покупать госимущество в рассрочку. Причем раньше это разрешалось только на торгах, проходивших без объявления цены.
«В условиях дефицита у потенциальных инвесторов средств, необходимых для финансирования сделок по приобретению приватизируемых активов, целесообразно распространить возможность предоставления рассрочки и на случаи продажи имущества иными способами», — говорится в письме ведомства, которое было направлено в Минэкономразвития.
Появление рассрочки, по замыслу федералов, должно привлечь предпринимателей к выкупу в собственность госимущества.
— Это могло бы изменить ситуацию, — говорит Четыркин, — если бы основная проблема была в нехватке ресурсов для покупки. Чаще проблема в другом — в нехватке средств для дальнейшего инвестирования в объект с целью превращения его в актив бизнеса. Эти суммы могут очень сильно отличаться. Меж тем платежеспособный спрос как упал в прошлом году, так и не вышел все еще на прежний уровень. Поэтому говорить о стабилизации экономического климата в стране, а значит, и о готовности бизнеса вкладывать в покупку госсобственности пока рано.
К тому же пока совершенно непонятно, кому и на каких основаниях эта рассрочка будет предоставляться и не послужит ли это тормозом к реализации проекта.
Также для ускорения приватизации Росимущество предлагает обратиться к банкам с идеей кредитовать потенциальных собственников под залог приобретаемых ими объектов, а также акций (долей в уставных капиталах) госкомпаний.
Узнать позицию банков по этому вопросу не удалось. Но вряд ли кредитные организации с готовностью пойдут на это. По крайней мере, в части залога приобретаемого имущества. Дело в том, что, по признанию самих чиновников муниципалитета, большая часть городского имущества находится в плачевном состоянии. Как минимум это означает низкую ликвидность подобных объектов. Так что банки или не будут кредитовать подобные сделки, или будут делать это под весьма высокий процент, что, в свою очередь, отпугнет заемщиков.
Об этом говорят и предприниматели:
— Совершенно однозначно, что банки не будут кредитовать под залог приобретаемого имущества, — категоричен Четыркин. — Только если
Таким образом, даже если предложения Росимущества будут приняты, ожидать сколь-либо серьезных изменений в ходе приватизации вряд ли стоит. По крайней мере, пока.
Глеб Панфилов, «Вечерний Красноярск», №20 (261)