Стоит ли вкалывать на даче и сколько именно это стоит?
Экономика дачного хозяйства — одна из самых эфемерных тем. Трудно найти корректную методику счета затрат и доходов. Мы решили взять за основу средние величины и типичный участок. Получилось, смысл в такой даче есть. Хотя это уже и не дача, а хоть и крошечное, но производство.
— Если дачей заниматься только по выходным, рентабельность получается в лучшем случае нулевая, — говорит геолог Наталья Попова, опираясь на собственный опыт и опыт своих коллег, которые тоже не только полезные ископаемые из земли добывают. — Если есть в семье кто-то, кто имеет возможность бывать на участке и в будние дни, затраты окупаются примерно к середине сезона.
Понятно, что и в этом случае о серьезной рентабельности говорить не приходится. И все-таки — каково соотношение затрат и полученной выгоды в той ее части, которую хотя бы приблизительно можно измерить деньгами?
Сколько закапываем
Участок — 4,3 сотки вместе с домиком, баней и туалетом. Получается, площадь под выращивание овощей — чуть больше половины. Хозяева — типичные россияне, оба работают полный день, так что бывают на даче либо вечерами (если очень нужно), либо только по выходным. Ежегодные затраты таковы. Членские взносы в садоводческое объединение — 1 000 рублей. За это правление гарантирует поддерживать в приличном состоянии подъездные дороги, качать воду для полива. Охрана сюда не входит. Оплата электроэнергии — 200 рублей. Ее тратится летом действительно совсем немного: световой день длинный, готовят хозяева на газовой плитке, как многие дачники. Газ съедает еще рублей 200 в год. Полторы тысячи рублей уходит на охрану. Бензин, который хозяин сжигает за сезон, в данном случае посчитать трудновато: дача — в черте города, под трамплином. Допустим, она за городской чертой. У представителя одной из бизнес-структур Виктора Аникеева дача в 25 километрах от краевого центра. Участок примерно такой же, как описанный выше. Ездит он туда каждые выходные, начиная, как правило, с первых чисел мая. Наверное, корректно будет активными считать в совокупности пять месяцев, включая сентябрь. Грубо — 50 выходных (грубо — потому что май у нас очень праздничный). В субботу едем туда, в воскресенье — обратно, т. е. 25 километров множим на 50, получаем 1 250 километров. «Калдина» съедает 10 литров бензина на 100 километров. 125 литров за сезон — две с половиной заправки. В деньгах (22 рубля за литр — опять грубо, цена бензина в заправках на трассе отличается от городской минимум на рубль) — 2 750 рублей. На еду потратим тысяч 50, исходя из того, что дачников — двое-трое. Щедро, конечно, но чего ж на природе не поесть.
3 500 рублей в сезон хозяева тратят на дрова. Случаются еще разовые траты: ремонт, новое строительство, покупка саженцев. Но это, как утверждает Наталья Попова, раз в пять — десять лет. Допустим, мы на это раз в пять лет потратим 50 тысяч рублей. Много, но не станем скупиться.
Земельный налог — доли процента от кадастровой стоимости земли, копейки по отношению к основным тратам, к тому же у многих дачи оформлены на родителей-пенсионеров, пользующихся льготами. Словом, эту статью можно не учитывать.
Итого получаем в среднем 70 тысяч рублей в год, но с учетом того, что сумму разовых затрат мы «растянули» на пять лет.
Сколько выкапываем
Урожайная продуктовая корзинка с участка Поповых выглядит так. Ежегодно они собирают 30 килограммов капусты, 15 кило моркови, по столько же кабачков и свеклы, 20 килограммов огурцов, столько же помидоров. С деревьев снимают три ведра сливы, ведро сибирских яблок, столько же сибирской вишни. Еще — по пять литров смородины и малины, три литра жимолости. Ну и зелени — укропа, петрушки, салата, лука, кинзы и прочего — большое количество, посчитать это невозможно, допустим — тысяча пучков. А пучок, допустим, на улице стоит десятку. Считаем, отталкиваясь от среднесложившихся цен на лотках и в местах стихийной торговли: там чаще всего торгуют местным, как раз дачным, продуктом, а цены Центрального рынка выше всякой конкуренции и потому не показательны.
Всю арифметику показывать нет смысла, но на круг выходит вот что: если бы хозяева продавали свой урожай по «уличным» ценам, выручили бы чуть меньше 20 тысяч рублей. Даже если мы уберем из расходной части разовые затраты, получим в расходах все равно почти 60 тысяч рублей. Где же рентабельность?
— Неправильный это счет, — не соглашаются владельцы дачи. — Мы еще на бане экономим 7 000 в год минимум, а то и всю десятку. А природа, экология, воздух, тишина, птички, цветочки? Иногда друзья с мангалом и гитарой. Это во что оценить?
Не во что, точно.
Василий Казарин, «Вечерний Красноярск», №20 (261)