Главная
>
Статьи
>
Общество
>
Лотерейный передел

Лотерейный передел

01.06.2010
3

Государственная дума может изменить условия игры

В Госдуму внесен законопроект о запрете с 1 июля стимулирующих лотерей. Под их видом, уверены парламентарии, развиваются залы игровых автоматов. Тем временем интерес россиян к лотереям вполне устраивает федеральных чиновников. В 2006 году решили финансировать строительство объектов в Сочи в том числе за счет Гослото, а на днях Минобороны сообщило о намерении получить не менее 3 млрд рублей на развитие вооруженных сил. Источник финансирования — лотерея «Победа». Красноярские эксперты не верят в запрет стимулирующих лотерей, но очень радуются возможному развитию лотерейного рынка в целом.

Простимулировали

Лотерейный пределПару недель назад федеральные СМИ сообщили об инициативе депутатов Ярославской областной думы — именно им принадлежит авторство поправок в закон «О лотереях» и «О рекламе». Законопроект подразумевает полный запрет так называемых стимулирующих лотерей уже с 1 июля 2010 года. «В настоящее время процедура, предусмотренная законом, создает возможность легализации игорного бизнеса с использованием модифицированного оборудования, что является основой для криминальных проявлений», — ссылается на пояснительную записку «Коммерсант».

Чуть позже появилась информация о законопроекте, подготовленном по требованию уже более статусных персон — председателя правительства Владимира Путина и президента страны Дмитрия Медведева. По данным столичных «Ведомостей», этот вариант поправок в Федеральный закон «О лотереях» подготовило Министерство финансов и уже разослало на согласование в ФАС, МВД, Минздрав и Минэкономразвития. Документ также исключает понятие «стимулирующие лотереи» и, если будет принят в таком виде, существенно осложнит работу лотерейных автоматов. Именно лотоматы устанавливают, получив лицензию на стимулирующие лотереи, и именно они так напомнили ярославским депутатам «одноруких бандитов».

Однако в случае полного запрета пострадают не только недобросовестные бизнесмены, но и вполне честные фирмы. Стимулирующие лотереи от обычных отличаются тем, что их призовой фонд формируется из собственных средств организаторов — часто фирм, проводящих таким образом рекламную акцию. Coca-Cola, Pepsi, компания «Вымпелком» (торговая марка «Билайн»), сеть салонов парфюмерии и косметики «Л’Этуаль» — большинство федеральных и мировых (а в последнее время и местных) брендов используют стимулирующие лотереи для продвижения своих товаров или услуг. Вам предлагают совершить покупку на определенную сумму, заполнить купон — и вы получаете возможность выиграть ценный приз.

Управляющий сетью студий загара «Гаваи» Денис Антоньян называет такой рекламный ход очень эффективным и признается, что около 40 % его рекламного бюджета идет как раз на разного рода стимулирующие лотереи.

— Мы лишь привлекаем клиентов и никогда не рассматривали это как азартную игру, — объясняет Антоньян. — Акции скорее формируют командный дух и идеологию как среди посетителей, так и внутри компании. Если такие лотереи запретят, будем искать новые формы стимулирования клиентов.

Председатель Красноярского общественного совета по рекламе Лев Закаурцев назвал законопроект «абсурдным» и выразил уверенность, что он не пройдет и первое чтение. Однако Закаурцев не отрицает наличие логики в такой инициативе.

— Вероятно, депутаты хотят запретить любые поползновения в сторону азартных игр, чтобы сохранить общественное спокойствие. Мол, конкурируйте другими способами. Но ведь есть и другие способы борьбы. Не понимаю, каким образом, например, парфюмерная сеть «Л’Этуаль» будет заниматься игорным бизнесом. Но даже если законопроект примут — система все равно подстроится, покупатели заплатят те же самые деньги, просто они будут перераспределены.

Все эксперты рекламного рынка сходятся в одном: у стимулирующих лотерей железная «продажная» логика — бонусы всегда серьезно работают на привлечение покупателей. И, если придется от них отказаться, это несколько пошатнет привычный уклад, но не разрушит его.

Вооруженная лотерея

В некоторых городах страны поправки в законы могут урезать и рынок тиражных лотерей, если они продаются преимущественно через лотоматы. Красноярские распространители представлены сетью ларьков с продавцами-пенсионерками, так что нововведения их не коснутся. Более того, вполне осязаемы неплохие перспективы. Пока Минфин тормозит развитие лотерей, Минобороны предлагает провести 16 новых, чтобы профинансировать развитие вооруженных сил. Министерство рассчитывает получить не меньше 3 млрд руб.

— Впервые лотереи в России были созданы как раз для получения дополнительных денег на социальные и спортивные проекты, — рассказывает заместитель директора компании «Красноярские лотереи» Надежда Наумова. — Например, средства легендарного спортлото пошли на строительство Дворца спорта им. Ивана Ярыгина.

Так что подобными инициативами Минобороны идея лотерей не нарушается, а, наоборот, возрождается. По данным «Ведомостей», министерство планирует провести четыре тиражные и 12 бестиражных (моментальных) лотерей. Организатором должен стать Спецстрой, а оператор будет выбран на открытом конкурсе. Целевые отчисления за весь период проведения лотерей должны составить 10 % выручки от продаж билетов, но не меньше 3 млрд руб., указано в техобосновании. Срок проведения лотереи — 5 лет.

Красноярск не выдержал конкуренции

Отметим, по закону призовой фонд должен составлять минимум 50 % от средств реализации, 10 %, как уже отмечалось, целевые отчисления. Плюс необходимы деньги на организацию тиража, выпуск лотерейных билетов, их распространение, трансляцию розыгрыша. Последняя статья забирает львиную долю средств, особенно учитывая стоимость эфирного времени федеральных каналов. Не выдержала финансовую нагрузку и первая красноярская лотерея «Лото на Енисее».

Надежда Наумова объяснила, почему «ВК» не мог дозвониться до организаторов лотереи — молчали телефоны, указанные в справочниках, были отключены мобильные руководства.

— Так они же схлопнулись, — рассказала Наумова. — И на самом деле мы такой исход предрекали. Лотерея в рамках одного города невыгодна. Большие расходы требуются на изготовление билетов, рекламу, а ведь выигрышный фонд тоже формируется исходя из реализации. Заявили выигрыш — автомобиль, а собрали только на колесо от него. Если б лотерея была одна в городе, у нее были бы шансы, а конкуренции с федеральными игроками наше «лото» просто не выдержало.

Тем более что конкурировать есть с кем. По-прежнему пользуются огромной популярностью тиражные лотереи: «Русское лото» (этой лотерее уже 18 лет), «Золотой Ключ», «Бинго». Государство вложило немалые средства в раскрутку Гослото. На смену единственной моментальной лотерее «Спринт» пришло множество аналогов — сейчас «Красноярские лотереи» продают около 70 их разновидностей.

— Рынок очень богат, — резюмирует Наумова.

За первый квартал 2010 года жители Красноярского края, Хакасии и Тувы на лотереи потратили 35 млн рублей. Процент, который получает распространитель, представитель компании не раскрыла, сказав лишь, что с каждым организатором свой договор и свои условия, которые не меняются в зависимости от объема продаж. К слову, летом реализация несколько падает и изменяется структура спроса: если в зимнее время около 80 % приходится на тиражные лотереи, то летом активизируется реализация моментальных.

Надежда Наумова видит в развитии лотерейного бизнеса еще и социальную функцию. Помимо обязательных 10-процентных социальных отчислений организаторов, во всех 130 ларьках компании работают пенсионеры. Эта же категория населения — основные покупатели. Тиражные лотереи — привычный и любимый досуг людей старшего и среднего возраста. Моментальные и вероятностные лотереи — игрушки для подростков и молодежи. Наумова признает, что после запрета игровых автоматов спрос на этот вид лотерей несколько вырос, но категорически не соглашается сравнивать их с азартными играми. Тем большее недоумение вызывает возможный запрет лотоматов и стимулирующих лотерей. Она уверена — это вопрос контроля, а не запрета. Лотерейный бизнес — не только хорошая статья дохода для государства, но и индикатор состояния общества.

Анастасия Данилова, «Вечерний Красноярск», №20 (261)

Рекомендуем почитать