Отечественные отделочные материалы вытесняют импорт и не дают прорваться Китаю
Несмотря на богатую историю, рынок отделочных материалов в Красноярске по-прежнему довольно закрытая территория. Даже ведущие игроки не очень охотно делятся своими оценками и уж тем более — данными о результатах собственной торговой деятельности. А те экспертные оценки, которые удается получить, заметно расходятся между собой. Тем не менее рынок развивается, и количество продавцов на нем не убывает.
«Рынок отделочных материалов в последнее время бурно развивается как в количественном, так и в качественном отношении. Это обусловлено ростом объемов строительства коммерческой и жилой недвижимости, а также увеличением ремонтных работ, которые предусматривают отделочные работы» — так писал специализированный портал «Стройпульс» в апреле прошлого года. Емкость российского рынка оценивалась тогда в сумму более 6 миллиардов долларов. С той поры ситуация изменилась. Хотя общий тренд сохранился. «Начиная с 1998 года на российском рынке отделочных материалов идет интенсивный процесс импортозамещения — рост рынка обеспечивается в основном за счет отечественных предприятий», — сообщал портал. Красноярские эксперты подтверждают: сегодня — так же.
Кто кого отделывает
Большинство экспертов затруднились назвать общее количество игроков красноярского рынка строительного ритейла. Не так просто посчитать их и пользуясь услугами информационно-справочных систем. Рынок разделен на сегменты, а поскольку почти каждый крупный игрок не только занимается одновременно оптом и розницей, но и имеет в ассортименте множество товарных групп, то чаще всего он присутствует на нескольких ссылках. Более-менее определенно эксперты оценивают количество розничных магазинов в Красноярске: 350-400. Что касается лидеров рынка, здесь оценки тоже расходятся. Коммерческий директор фирмы «Чемпион» Татьяна Неволина называет шесть торговых фирм, включая сюда «Армаду», «Пилон», «Чемпион», «Ассоциацию ДА!» (ныне — торговый дом «Регион», которому принадлежат магазины «Вавилон». — Ред.), «Формику» и «Дом Куприяна». По мнению начальника коммерческого отдела ТД «Регион» Владимира Улечного, лидирующие позиции в рознице отделочных материалов занимают «Армада», «Вавилон», «Дом Куприяна» и новосибирская «Практика». Компании «Пилон» и «Чемпион» он склонен отнести скорее к лидерам на рынке оптовых продаж. Самый крупный оптовик на красноярском рынке — компания «Сатурн», с руководителями которой нам побеседовать не удалось: все директора оказались сосланными в командировки. С началом кризиса с оптового рынка практически ушли в качестве потребителей строительные фирмы. Как следствие — провалились по продажам, а то и вовсе покинули этот мир поставщики стройматериалов, специализировавшиеся на стройке. Выиграли те, кто подкармливал своими поставками розницу и у кого в реестре оптовых потребителей строительные фирмы занимали незначительную долю. ТД «Регион» — из таких.
— Если опт нацелен на мелкую розницу — он более живой, — говорит Владимир Улечный. — Но все равно в оптовых продажах рентабельность заметно ниже, чем в рознице.
С этим утверждением категорически не согласен генеральный директор компании «Скит» (магазины «Армада») Александр Василовский.
— Рентабельность в опте и рознице приблизительно одинаковая, — считает он. — Чудес на белом свете не бывает. Для розницы вам нужно хорошее помещение, торговое оборудование, больше персонала.
Предположим, говорит эксперт, условная компания занимается параллельно оптовыми и розничными продажами. Оборот там и там — по 100 млн рублей. Но в оптовом сегменте затрат значительно меньше. Маржа здесь тоже ниже — но и издержки ниже. Выходит, в среднем рентабельность примерно одинаковая.
Нам бы подешевле
Изменились с кризисом и предпочтения розничных потребителей.
— Запросы розничного потребителя стали сдвигаться в сторону товара подешевле, — говорит Владимир Улечный. — Кроме того, на протяжении последнего полугодия очень заметно расслоение покупателей на тех, кто готов приобретать товары верхнего ценового сегмента, и тех, что стремится сэкономить. Средний сегмент уходит с рынка. Если раньше он занимал процентов 50, то сегодня — процентов 15.
Зато эконом-сегмент, по словам Улечного, вырос как раз до 50 процентов. Это заставило перестроить ассортиментную линейку и самих продавцов. Если раньше ТД «Регион», как многие другие, вообще не торговал дешевыми товарами, то теперь жизнь заставила. Не бежать же от спроса. Изменились и производители — по крайней мере, отечественные: они активнее стали выводить на рынок дешевые товары, объясняя их удешевление не снижением качества, а снижением производственных издержек. Однако Владимир Улечный замечает:
— Дешевый товар — он и есть дешевый, и служить он будет все равно много меньше, чем товар дороже и выше качеством.
Заметно почистился рынок от импорта. Доминирующее положение сегодня занимают товары российского производства. Товары зарубежных производителей остались в основном в премиальном ценовом сегменте. Исключение — Китай, но его продукция не занимает сколько-нибудь заметной доли на рынке.
— По кафелю, например, если грубо — процентов семь-восемь занимают китайские производители, — считает начальник коммерческого отдела ТД «Регион». — Что касается цены, они держат ее достаточно низкой за счет дешевой рабочей силы. Но по качеству российская продукция значительно опережает китайскую.
Главный недостаток отечественного производителя — простенький дизайн. Как считают эксперты, связано это с технологическим отставанием отрасли. Вторая причина — особенности патентования новшеств в России. Проще смазать картинку с зарубежных аналогов, чем столбить что-то по-настоящему свежее, оригинальное.
Свой формат
В части опознания форматов магазинов в строительном ритейле тоже царит изрядная путаница. По большому счету линия раздела — форматы DIY и салоны. Хотя некоторые эксперты, например, относят к DIY и магазины «у дома».
DIY (do it yourself — «сделай сам») в чистом виде представлен в Красноярске, пожалуй, только новосибирской «Практикой». Хотя близок к этому и магазин «Армада» на улице Шахтеров. Но в самой компании «Скит» считают, что это все-таки не классический DIY. «Вот когда будет достроено здание рядом с ТРЦ „Планета“ на 9 Мая — там площадь 12 тысяч квадратных метров, — вот это будет настоящий DIY», — говорят в компании. «Отмечено, что в российских мегаполисах активно растут продажи отделочных материалов в магазинах формата DIY — примерно на 25-30 процентов при общероссийском росте розничных продаж на 10-15 процентов в денежном выражении», — писал «Стройпульс» год назад. В основу формата положен принцип гипермаркета или даже скорее cash & carry. Здесь тебя по-настоящему никто не проконсультирует, в лучшем случае на вопрос «где?» ткнут пальцем: «Там».
— Все зависит от того, чего вы хотите, — говорит Александр Василовский. — Хотите сэкономить — это ваш формат, хотите получить профессиональную консультацию — тогда вам в другой магазин.
Владимир Улечный подтверждает: в этом формате важны широта ассортимента и ценовая доступность товара.
— Салоны же работают в основном под конкретный заказ, — поясняет он. — Нужно оплатить товар, дождаться его поступления...
Позволить себе такую роскошь может тот, кто отделывает свое жилище всерьез и надолго. Основная часть покупателей все-таки живет в другом ценовом сегменте. При этом начальник коммерческого отдела ТД «Регион» считает, что даже в магазине формата «сделай сам» продавец все-таки должен консультировать покупателя.
— Без продавца-консультанта люди теряются. У нас ведь до сих пор 90 процентов тех, кто покупает материалы для ремонта, делают эти ремонты самостоятельно, без найма специализированных бригад, — говорит он. — Любой формат предполагает консультирование, хотя бы минимальное.
Александр Василовский к числу самостоятельных форматов относит магазины-"специалисты" и интерьерные магазины. По его оценке, классический «специалист» — сеть магазинов «Водолей», специализирующаяся на санфаянсе и продукции, так или иначе связанной с сантехническими работами. В качестве примера интерьерного магазина он называет московскую сеть «Старик Хоттабыч».
— Вы приходите в такой магазин и получаете качественную консультацию, — поясняет Василовский. И добавляет: — По крайней мере, хотелось бы, чтобы смогли получить. Вы же понимаете, продавцы — они из нашего общества, не из другого. Как, впрочем, и мы с вами.
Василий Казарин, «Вечерний Красноярск» № 22 (263)