Рынок банковских вкладов в России продолжает переживать эпоху стабильности. Процентные ставки по депозитам все снижаются и снижаются, а объем привлеченных средств все растет и растет. По прогнозам Ассоциации российских банков, к концу года самые крупные будут принимать деньги у населения по ставке не выше 7 %, но объем вкладов при этом все равно вырастет за год на 26 %, что составит еще 1,5 триллиона рублей.
На первый взгляд все это полностью противоречит если не здравому смыслу, то стандартной рыночной модели — если падает цена (в данном случае цена денег), то к чему продавать? Однако деньги, как все мы знаем, товар пусть не скоропортящийся, однако ежегодно уменьшаемый финансовой коррозией на величину инфляции. И хотя, по прогнозам экспертов самого высокого уровня (вплоть до министра финансов Кудрина), эта величина в 2010 году составит
А альтернативы вкладам в банки в России нет уже второй год. Главный конкурент депозитов — наличная валюта — пребывает в состоянии неопределенности с негативными для доллара и евро прогнозами — их курс к концу года, скорее всего, понизится, а значит, все, кто держит в них средства, пострадают не только от инфляции. Понятно, что все эти расчеты приемлемы лишь при условии финансовой стабильности в стране — если снова грянет кризис, банки начнут лопаться, а доллар с евро стремительно дорожать, то последними будут смеяться те, кто все эти годы терпеливо хранил под подушками и в матрасах пачки иностранных купюр, перетянутые резинкой. Впрочем, пока такого развития ситуации ничто не предвещает.
Альтернативы нет
Взявшиеся было конкурировать с банками ПИФы попали под каток кризиса-2008 и моментально утратили доверие населения, которое предпочитает держать деньги под минимальные проценты в Сбербанке (а в нем на начало мая находилось около 4 триллионов рублей — во всех остальных банках, вместе взятых, было на 0,5 триллиона меньше). Прочие инструменты народного финансирования — недвижимость, драгоценные металлы и др. — тоже ничего хорошего в разгар кризиса не показали. И выбор у имеющих свободные средства частных инвесторов стал значительно уже, чем был раньше.
Собственно, этот выбор и на банковском рынке не так уж велик. Если раньше у нас была возможность самостоятельно определиться и рискнуть, вложив деньги в небольшой, но активный банк под довольно высокий процент, или довериться надежному как скала, но минимально доходному Сбербанку, то теперь при всем богатстве выбора — альтернатив практически не осталось. Система страхования вкладов и контроля банковских ставок привела к тому, что во всех кредитных учреждениях, независимо от названия и размера, готовы принять вклады примерно по одной и той же цене — за
Впрочем, самые предприимчивые граждане и сегодня умудряются вкладывать деньги в банк под
Запретить и заморозить
Что до самих банкиров, то у них приток дешевых денег населения отнюдь не вызывает восторга. Проблема в том, что три четверти вкладов в банках являются либо краткосрочными — от 1 месяца до года, либо с возможностью частичного снятия средств или накопленных процентов. А это значит, что, получив эти деньги у клиента и отдав от 10 до 15 % средств государству в обязательные резервы, банки должны пустить оставшиеся средства в дело так, чтобы быть готовыми в любой момент вернуть клиенту его деньги, да еще и с процентами. А где банку зарабатывать деньги? Не на валютной же выручке при крепнущем рубле? Самый простой ответ (для государства) — в кредитовании. Отдавайте собранные деньги тому же населению (в ипотеку) или предприятиям (в кредиты) и стригите проценты.
А теперь представьте, что банк будет выдавать кредиты на тех же условиях, на которых он берет деньги у населения, — на срок до года, да еще и с возможностью в любой момент потребовать частичного возврата выданных средств. Вы бы взяли такой кредит, пусть и под
Одним словом, стабильность, установившаяся в банковской системе России, больше напоминает патовую ситуацию — любые резкие движения опасны, а их отсутствие приводит к медленному переполнению банков деньгами, которые, вопреки классическим заблуждениям, отнюдь не радуют самих банкиров. Не пора ли приоткрыть вентиль с надписью «Инфляция» и чуток оросить высыхающий от стабильности финансовый рынок? Оставим вопрос открытым.
Аркадий Баташев, «Вечерний Красноярск» № 23 (264)