Главная
>
Статьи
>
Политика
>
Логика назначений

Логика назначений

23.06.2010
0

Новые кадровые решения губернатора не всем очевидны

Недавние структурные изменения и новые назначения в правительстве края вызвали неоднозначную оценку представителей региональной политической, а отчасти и властной элиты. Некоторые усматривают в создании новых министерств черты поспешности. И персоны, назначенные на новые посты, не всеми принимаются на ура.

Структурная перестройка

Логика назначенийСамое заметное из последних событий — создание двух новых министерств методом почкования. Сначала из министерства промышленности, энергетики, транспорта и связи губернатор вывел в отдельную министерскую структуру транспорт и связь. Затем и эту структуру разделил на минтранс и новое министерство информатизации и связи. На первый взгляд логика такого рода структурных изменений очевидна. Министерство транспорта и связи с 2007 года существовало отдельно, его возглавлял Александр Ядов. В октябре 2009 года экс-губернатор края Александр Хлопонин снова слил воедино минпромэнерго и минтранссвязи, подчинив их Денису Пашкову. Но еще в начале весны, по свидетельству депутатов Законодательного собрания края, на встречах нового губернатора Льва Кузнецова с комитетами и фракциями парламентарии настаивали на ошибочности решения о слиянии и на восстановлении министерства транспорта и связи как отдельной структуры. Слишком серьезный блок, чтобы его объединять с двумя не менее серьезными. Что же касается нового мининформатизации и связи, тоже вроде все понятно: все — в рамках программы «Электронная Россия». Вот на месте одного министерства и возникли три.

— На самом деле перед министерством информатизации стоят более широкие задачи, чем работа по созданию электронного правительства, — говорит начальник экспертно-аналитического управления губернатора края Андрей Копытов. — Речь — о создании системы доставки электронных услуг населению.

Вице-спикер ЗС края Алексей Клешко подвергает сомнению саму целесообразность создания министерства информатизации и связи, считая, что край слишком торопится.

— Органы власти не создаются просто так. Какие властные полномочия в сфере информатизации и связи есть у Красноярского края? Никаких. Нормативная база лежит за пределами компетенции субъекта РФ, — поясняет депутат. — Все регулируется федеральными законами, федеральными нормативно-правовыми актами.

По мнению Клешко, то, что декларируется — «нужно заниматься связью, цифровым телевидением, электронным правительством», — декларируется верно, но это — не властные полномочия. Эти задачи должно выполнять предприятие, учреждение.

— Можно спорить о формах — какое именно предприятие или учреждение, — но властных полномочий здесь нет, — подчеркивает вице-спикер. — Что мешало предприятию «КрасИнформ» (до назначения на пост министра Алексей Туров руководил этим предприятием) подавать предложения в органы власти по созданию электронного правительства? Тем более что все знают на рынке IT, что «КрасИнформ» был самым приближенным к власти игроком на этом рынке и получал львиную долю государственных и муниципальных заказов.

Пока неизвестно, во что обойдется краевой казне создание нового министерства. Это станет ясно после того, как депутатам ЗС представят корректировки бюджета. Однако некоторое недоумение вызывает уже сам факт, что на фоне заявлений президента Дмитрия Медведева о необходимости сокращения числа госслужащих (пока, правда, речь идет о федеральном уровне) в правительстве края с легкостью создаются новые рабочие места именно для госслужащих.

И еще один момент, связанный со структурными изменениями в правительстве, не совсем понятен: министерство транспорта создано, но контроль за авиацией почему-то по-прежнему остался у министра промышленности и энергетики Дениса Пашкова.

— Определение структуры органов исполнительной власти — в компетенции губернатора. Так что вопрос нужно адресовать ему — как между министрами распределены полномочия и почему именно так, — констатирует Алексей Клешко.

Кто эти люди?

Чуть больше месяца назад в интервью одному красноярскому деловому изданию Алексей Клешко прогнозировал кадровые сюрпризы. При этом он говорил: «Не думаю, что новички будут в основном из столицы, как это было при Лебеде, или из Норильска — как при Хлопонине. По своему типу наш новый губернатор — управленец и тактик, в отличие от предыдущего, который в большей степени был коммуникатором и стратегом. Соответственно, Лев Кузнецов и людей будет искать таких — опытных управленцев, хороших хозяйственников, а таких много и в крае. Думаю, что и возраст, принадлежность к поколению также будут играть свою роль».

Первая волна губернаторских назначений и переназначений не вызвала возражений ни с какой стороны. Совершенно естественной была замена уехавшего в Москву министра финансов края Михаила Котюкова его первым замом Романом Одинцовым. Спокойно прошло назначение Елены Вавиловой на должность министра природных ресурсов и лесного комплекса — ее предшественник Сергей Дунаев, занимавший этот пост только год, теперь занимается инновациями в сфере недропользования. Еще раньше вице-премьером краевого правительства стал Виктор Томенко — этот факт, правда, не совсем укладывается в тезис Алексея Клешко о том, что Кузнецов не будет звать норильчан: Томенко — именно оттуда. Но назначение приняли как должное, как факт преемственности кадровой стратегии.

Последняя волна назначений (хотя власть всегда в движении, и вряд ли эта волна — последняя) как будто подтверждает прогноз вице-спикера ЗС — на ключевые министерские посты пришли «опытные управленцы, хорошие хозяйственники». Это подтверждает Андрей Копытов:

— Появились реальные практики — люди из производства, из бизнеса. Не администраторы. Министр транспорта Захар Титов занимался и прежде темой транспорта. Министр строительства Владимир Цапалин в должности вице-мэра Шарыпово курировал экономический блок, потом занимался бизнесом. Алексей Туров на прежнем месте работы занимался именно вопросами информатизации.

Действительно, то, что новое министерство информатизации и связи возглавил Алексей Туров, до этого бывший гендиректором ЗАО «КрасИнформ», тоже кажется вполне логичным: именно эта компания занималась разработкой и внедрением электронной системы обслуживания населения «СПРИНТ», автоматизацией расчета услуг для населения, их сопровождением и контролем платежей. Еще раньше Туров занимал руководящие должности в компании «Сибчелендж».

Однако Клешко считает, что новым кадровым решениям губернатора недостает главного: логики, которая была бы явлена публично.

Почему эти люди?

— Наверное, у губернатора была какая-то своя логика, и вообще прерогатива кадровых решений в правительстве принадлежит, безусловно, ему, — говорит депутат. — Но публично логика назначений не заявлена. В западных странах назначения как-то принято объяснять. Например, «человек давно в партии занимался этой проблемой, вырабатывал нашу позицию, поэтому, когда наша партия пришла к власти, мы его поставили на эту должность». Или «мы это делаем для омоложения, нового опыта и т. д.». Здесь никакого объяснения для общества, в том числе для профессионального сообщества, не последовало.

Владимир Цапалин до новой должности работал заместителем министра транспорта и связи — было бы легко объяснить его повышение до уровня министра того же ведомства. В какой момент он стал специалистом по строительству до такой степени, что возглавил минстрой, неясно.

Захар Титов занимался и прежде транспортными проблемами, но связаны они были в основном с железной дорогой. Судя по структуре краевого бюджета, куда более значимыми для края являются автобусные пассажирские перевозки и состояние дорог.

Наконец, самой большой неожиданностью Клешко считает назначение Алексея Турова.

— Его известность работает против него и против тезиса о профессионализме, — считает вице-спикер. — Предприятие, которое возглавлял Туров, за последний год дважды было фигурантом ключевых социальных конфликтов в крае. «КрасИнформ» отвечает за изготовление квитанций на оплату услуг ЖКХ — они перепутали тарифы, и половина населения города получила платежки с астрономическими цифрами. Второе — они не смогли вовремя и грамотно создать программное обеспечение для социальных проездных билетов. Люди — ветераны, пенсионеры — заплатили пусть и льготные, но деньги, а проехать по карточкам не смогли.

По мнению Клешко, если мы стремимся к построению в крае внятной, прозрачной для населения системы устройства власти — значит, в процедуре назначений нужно что-то менять.

— Замечу: у нас достаточно разрекламированы программы, связанные с кадровым резервом, но все трое назначенцев в кадровом резерве не значатся, — резюмирует он.

Депутат Госдумы, бывший губернатор края Валерий Зубов на вопрос: «Должен ли губернатор публично объяснять свои кадровые решения?» ответил так:

— Мне-то никто не задавал вопросов по поводу моих назначений, когда я стал губернатором. Ни одна кандидатура, кроме первого заместителя, не согласовывалась с крайсоветом. Но у меня-то был карт-бланш выборов. А здесь — губернатор назначен по согласованию с ведущей партией, и все остальное — партийное дело. В крае большой выбор достойных кандидатур, а уж как им пользуется губернатор — не мне судить.

Геннадий Васильев, «Вечерний Красноярск» № 24 (265)

Рекомендуем почитать