Идея самоходной печки родилась не от лени, а от трудоголизма
Очередное заседание комитета ЗС по делам села и агропромышленной политике началось с поздравления. Накануне родился директор ЗАО «Солгонское» Борис Мельниченко. Поздравив именинника, председатель комитета Александр Дамм перешел к главному. Главного было много.
Своя марка
Словосочетание «добровольная сертификация» стало уже почти анекдотом. Вы — производитель, краевой парламент и после — краевое правительство принимают решение о том, что ваша продукция должна пройти процедуру добровольной сертификации, то есть на ней должен появиться лейбл «Продукция Красноярского края», подчеркивающий местное происхождение и отсутствие вредностей. Как вы будете относиться к понятию «добровольная» в таком случае? Ведь этот дополнительный элемент оформления автоматически рождает новое конкурентное преимущество. Вы ж не захотите им пренебрегать. Значит, станете платить деньги за «добровольную» сертификацию. Сколько денег — еще неизвестно: есть пока только план мероприятий по добровольной сертификации продукции, произведенной в крае. Предложение о введении нового регламента члены комитета ЗС решили вынести на рассмотрение всего депутатского корпуса на сессии.
Александр Дамм так объясняет необходимость создания собственной краевой маркировки:
— Вопрос о плане мероприятий по проведению добровольной сертификации и маркировке местных пищевых продуктов считаем чрезвычайно важным, поскольку его решение направлено на продвижение продукции наших переработчиков на наши же продовольственные рынки. В существующих условиях антимонопольного законодательства сложно создавать преференции красноярской продукции, поэтому комитет принял решение по содействию ее добровольной сертификации и маркировке особым знаком «Продукция Красноярского края».
Депутат ЗС, директор ЗАО «Солгонское» Борис Мельниченко считает, что акция направлена не столько на интересы производителя, сколько на то, чтобы заинтересовать потребителя. Хотя все взаимосвязано.
— Думаю, это больше для потребителя, чтобы он понимал, что вот этот продукт — местного производства, из качественного сырья, — говорит Мельниченко. — С другой стороны, если потребитель обратит внимание не только и не столько на стоимость товара, сколько на его качество, производитель тоже выиграет. В этом весь смысл.
Пока очевидно, по крайней мере, одно: законодатели стали думать о маркетинге. Необходимые качества продукта для того, чтобы его увенчали собственной краевой маркой, — высокая доля местного сырья в его составе и отсутствие генно-модифицированных элементов.
Базарная площадь
Вторым важным вопросом на заседании комитета по селу и АПК было создание государственного предприятия «Межрегиональный оптово-розничный сельскохозяйственный комплекс». Стоимость проекта — полтора миллиарда рублей. Решение о его реализации было принято два года назад. Предполагалось частно-государственное партнерство. Однако частная компания, решившая освоить вместе с государственными деньгами и площади бывшего завода «Квин», вложив в проект 67 миллионов рублей и не получив адекватного ответа в денежном выражении от органов власти, решила свое участие приостановить. Сегодня, по словам министра сельского хозяйства края Леонида Шорохова, предлагаются такие условия: краевая государственная власть получает в проекте 38 процентов участия, заплатив за это 515,8 млн рублей. В итоге у нас будет центр по хранению и первичной переработке продукции села. Как пояснил министр, выгода — в приближении родного производителя к розничным прилавкам. Это и собственно рынки, и магазины шаговой доступности, которых в городе все больше.
— Мы допускаем, что и в будущем году в краевом бюджете может не оказаться достаточного количества денег на реализацию проекта, — сказал Шорохов. — Есть альтернатива — информационно-логистический центр. Он обойдется бюджету в 45,7 млн рублей.
Проект, по словам министра, поддержан, получил одобрение и необходимые согласования со стороны других министерств. Как считает заместитель председателя комитета Валерий Сергиенко, бывшие складские помещения винного завода действительно можно переоборудовать для хранения и переработки продукции сельского хозяйства. У председателя комитета по АПК, однако, вызвал возражения размер предлагаемого государственного пакета — 38 процентов. Не столько сам размер, сколько цена удовольствия.
— А зачем нам 38 процентов? Может, достаточно было бы и 25 плюс одна акция? — спросил Александр Дамм. — Ведь степень влияния на будущие решения в обоих случаях равна, а цена существенно может отличаться. Возможно, за
Итогом обсуждения стало решение: предложить правительству вместо торгового сельхозкомплекса создать логистический центр. Вроде современнее звучит, да и по функционалу ближе к требованиям рынка.
Неожиданный комментарий на эту тему дал Борис Мельниченко.
— Я давно думал — почему такое несоответствие: русский человек трудолюбивый, но все сказки — про Емелю, про золотую рыбку, которая счастье приносит, про скатерть-самобранку, — рассуждает он. — А потом понял. Народ очень много работал — и мечтал, чтобы эти блага без всякой работы наступили. Но мечты в реальность превратить, просто мечтая, не получится. Надо вкалывать, кругом нужен труд. Без труда золотой рыбки не вытянешь. Мы от оптово-розничного — или теперь логистического — центра ждем таких благ. А там не технологические и не технические решения нужны — нужен просто человечище, который бы взял на себя заботу о реализации. Такого нет, вот два года и решаем.
Где поликлиника для опытов?
Неожиданный резонанс вызвали мирные в общем результаты проверки аудиторов Счетной палаты работы министерства сельского хозяйства в целом и краевой ветслужбы. Дефицит денег в краевом бюджете привел к тому, что очередь молодых специалистов, нуждающихся в жилье, составляет на сегодня по краю 593 человека. С одной стороны, это очень хорошо: полтысячи человек готовы трудиться на благо подъема сельского хозяйства. С другой — очень плохо: жить-то где? Недофинансирование со стороны края (Федерация свою долю внесла) оставляет этот вопрос пока без ответа. Валерий Сергиенко предложил логичный выход.
— Что, если сделать так: построил Мельниченко или Исаев (Валерий Андреевич Исаев — директор ЗАО «Назаровское». — «ВК») 10 домов, поселил в них молодых специалистов — ему бюджет компенсирует 50 процентов затрат, — предложил депутат.
Министр сельского хозяйства парировал:
— Тогда жилье останется ведомственным.
На что немедленно откликнулся Борис Мельниченко:
— Ну так пусть они 15 лет отработают в хозяйстве — и забирают на здоровье!
Самые бурные дебаты, однако, вызвали результаты проверки краевой ветслужбы. Принципиальных нарушений там не выявлено. Но что смущает депутатов-аграриев, так это бесконечные разговоры о необходимости создания краевой ветбаклаборатории.
— Другие регионы давно построили и пользуются услугами таких лабораторий, у нас же — одни разговоры до сих пор, — говорил Валерий Исаев. — Ее отсутствие приводит, например, к тому, что бюджетные деньги выделяются на приобретение вакцин отечественного производства, которые неэффективны. А по-настоящему эффективные мы покупать не можем.
С коллегой согласен Борис Мельниченко.
— Два года назад у меня в хозяйстве был Александр Хлопонин, он этой темой заинтересовался — дальше понятно, что произошло, — рассказывает директор ЗАО «Солгонское». — Мы боремся за сохранение растениеводства как отрасли, но совершенно забыли о живом организме.
Хотя и животноводство, и растениеводство — отрасли взаимосвязанные. Большая часть выращиваемого крестьянами зерна идет на фураж. Но сегодня его потреблять некому, утверждает Мельниченко, животноводство уничтожено — естественно и искусственно. Животноводы получают приплод, но значительную его часть не в состоянии сохранить. Для того чтобы отрасль стала эффективной, необходимо создание не просто лаборатории, а современного диагностического центра, который бы помог выявлению заболеваний на ранней стадии и дальнейшему лечению. Отсюда — прямой путь к профилактике заболеваний, вакцинированию.
— Это живые существа, и проблема здесь — не в больнице, а в диагностике, — говорит Мельниченко. — Нужен полноценный диагностический центр. Без него животноводству не выжить.
Вопрос решено оформить отдельной темой и подготовить правительству края предложения по его решению.
Василий Казарин, «Вечерний Красноярск» № 25 (266)