Рекламодатели Красноярска не готовы пиариться на урнах и скамейках
Благоустройство городской территории нынче идет активно и повсеместно. И многие красноярские фирмы на этом неплохо зарабатывают. Лавочки, урны, песочницы, качели, беседки и бордюры — все это продукция, которую обобщенно называют малыми архитектурными формами.
Через ограду к красоте
До конца 90-х годов рынок производства малых архитектурных форм в Красноярске развивался вяло. Благоустройству города уделялось мало внимания, в парках, скверах и дворах стояли лавочки еще советского производства, эстетическая привлекательность уличных урн мало кого волновала, ни о каких брусчатке и беседках не могло быть и речи. После того как городская администрация взяла курс на благоустройство города, стало понятно: без искусно выполненных, стильных каменных, деревянных и железных изделий столицу края не облагородишь. На преображение улиц и проспектов начали тратить немалые деньги, инициативу подхватили и предприниматели. Крупные магазины, предприятия стали активно облагораживать прилегающую территорию. Оказались востребованными резные оградки, заборы, бордюры, поребрики, балюстрады, небольшие скульптурные композиции и т. д.
— Когда мы в 2003 году зашли на рынок, конкуренции не было вообще, — говорит Евгений Колмаков, директор производственной компании «Новые заборы». — В Красноярске единственная организация занималась производством малых архитектурных форм — Красноярский краевой художественный фонд. И то его художники работали только на частный заказ. Вы будете смеяться, но массово лавочки и урны в регионе не производились. Скорее всего, именно потому, что не было спроса. Сегодня же, насколько мне известно, даже построенный дом не примут в эксплуатацию, если придомовая территория не будет благоустроена должным образом. Поэтому и работы много. К тому же немного изменились запросы горожан, вырос уровень эстетической грамотности. Красноярцы и жители близлежащих районов уже не воспринимают дачные участки исключительно как огород. Все чаще загородные усадьбы становятся местом отдыха, которое должно быть соответственно оборудовано.
Нет импортным скамьям
Появился спрос — резко выросло и предложение.
— Рынок сейчас заполнен на 100%, — говорит Александр Романюк, руководитель мастерской «Архитектурный бетон». — Многие молодые фирмы, предлагающие схожие услуги, закрываются, не отработав и года.
Согласен с ним и Колмаков: он уверяет, что каждое предприятие в этом секторе, крепко стоящее на ногах, занимает свою нишу. В Красноярске работают порядка семи-восьми крупных организаций, предлагающие изделия из различных материалов: металла, бетона, камня, дерева. Все остальные производители не являются юридическими лицами и действуют кустарно. Слабо востребованы у нас и производители из других регионов, хотя изделия все же ввозятся: из Москвы, Питера, европейских стран. На их долю приходится не больше 10% доходов отрасли.
— По-прежнему крупнейшим клиентом остается город, — говорит Евгений Колмаков. — Только 30% продукции у нас заказывают дачники и деревенские жители. Часто приходится работать с крупными организациями: один из последних заказов — вазоны и урны для железнодорожного вокзала. Очень много наших урн расставлено по городу: в местах отдыха, у автобусных остановок, в парках и скверах. Как правило, нашу работу оплачивают генподрядчики, которые благоустраивают ту или иную территорию, но деньги эти поступают из городского бюджета.
Львы больше не в моде
Очень часто заказчиками выступают ТСЖ. В последнее время во дворах «модно» устанавливать вазоны — каменные либо бетонные подставки для цветников. Ими очень удобно разграничивать пешеходную и проезжую зону, отсекать придомовую территорию от парковки транспорта. Специально для этих целей изобрели антивандальные вазоны — несмотря на свой симпатичный внешний вид, они достаточно крупные и тяжелые: не боятся ни плохой погоды, ни колес автомобиля. А вот водитель дважды задумается, прежде чем сделать попытку «наехать» на эту симпатичную клумбу в горшке. Востребованы такие малые архитектурные формы и у предприятий: если заказывают, то сразу штук по 60-70.
— За последние годы сильно поменялись вкусы у клиентов, — говорит Александр Романюк. — Если раньше любили все вычурное, яркое, очень нравились заказчикам фигуры животных, то теперь в моде строгие формы: шары, колонны, прямые линии.
А вот львы, которыми очень любили украшать улицы несколько лет назад, теперь мало кому интересны.
«Лавочно-урновый» бизнес носит ярко выраженный сезонный характер: пик спроса приходится на период с середины мая по июль. Именно в это время производится большинство работ по реконструкции городских улиц и дворов, а дачники «оформляют» свои участки. Из всех материалов самый востребованный — бетон.
— Нельзя определить, насколько сильно между собой конкурируют материалы, — говорит Романюк. — Очень уж разные ценовые категории. Кирпич сейчас отходит на второй план — что из него построишь, кроме забора? Он мало интересен в плане архитектурного разнообразия, зато обходится дороже бетона в три раза. Кованые изделия очень хороши собой, поэтому спрос на них велик. Но они дороже в 3,5-4 раза за счет недешевого сырья и ручной работы. В городе железные урны, лавочки и ограды встречаются реже бетонных.
Цемент для производства последних используется исключительно красноярский, что также удешевляет их себестоимость. А вот формы для вазонов, оградок, лавочек и скульптур закупаются за рубежом. Как правило, в Польше. В России их тоже производят, но качество совсем не то, уверяет Романюк.
Раскачелим этот двор
Ассортимент приходится расширять как минимум раз, а лучше два раза в год. В первую очередь — в начале сезона, чтобы успеть за меняющимися интересами покупателей. Например, малые архитектурные формы сегодня рука об руку идут с ландшафтным дизайном. Очень много изделий (колонны, беседки, решетки) производятся специально для оформления садовых участков вьющимися растениями и цветами.
Также к малым архитектурным формам часто относят детские дворовые площадки. Однако это — отдельное направление бизнеса со своими игроками. В Красноярске заказать установку песочницы, горки, качели или целого игрового городка под ключ можно в пяти-шести фирмах.
Современные игровые комплексы четко делятся на две возрастные группы: от 2 до 6 и от 7 до 14 лет. Горки и домики для самых маленьких выполнены в «детских» пропорциях. Их высота варьируется от 0,3 до 0,6 метра. Городки для детей постарше отличаются не только размерами, но и наполнением. Как правило, это спортивные сооружения: рукоходы, канаты, площадки для баскетбола, волейбола и роллерских трюков, теннисные столы. Ценовая политика — самая разнообразная: песочницу можно установить за пять-семь тысяч рублей, металлическую качалку-карусель — за 16 000-30 000, домик-беседку — за 20 тысяч. На этом рынке самые ходовые материалы — дерево и пластик.
Еще одно направление малых архитектурных форм — рекламные носители сити-формата. Производство этих конструкций целиком и полностью сосредоточено в руках рекламных компаний.
— Рынок развит слабо, несмотря на то что мы зашли на него давно, — говорит генеральный директор рекламного агентства «Ориентир-М» Лев Закаурцев. — Небольшие вращающиеся тумбы и автобусные остановки — это все, что представлено в нашем городе. Однако реклама на малых городских носителях, если судить по последним тенденциям, будет развиваться. Из центра города уже потихоньку убирают всю пиар-продукцию большого формата.
Не так давно агентство «Ориентир-М» начало производить лавочки и мусорные урны, ориентированные под размещение на них рекламы. Образцы уже готовы, а вот заказчиков не находится.
— Рекламодатели не готовы размещаться на таких специфических носителях, — говорит Закаурцев. — А зря. Вся Европа давно уже перешла на такие типы пиар-продукции, Москва активно развивает это направление. Есть скамейки с рекламой и в других крупных российских, даже сибирских городах. Рано или поздно эта услуга станет популярна и у нас.
Кира Сергеева, фото Артема Владимирова, «Вечерний Красноярск» № 26 (267)