Главная
>
Статьи
>
Общество
>
Семеро по лавкам

Семеро по лавкам

12.07.2010
1

Рекламодатели Красноярска не готовы пиариться на урнах и скамейках

Благоустройство городской территории нынче идет активно и повсеместно. И многие красноярские фирмы на этом неплохо зарабатывают. Лавочки, урны, песочницы, качели, беседки и бордюры — все это продукция, которую обобщенно называют малыми архитектурными формами.

Через ограду к красоте

До конца 90-х годов рынок производства малых архитектурных форм в Красноярске развивался вяло. Благоустройству города уделялось мало внимания, в парках, скверах и дворах стояли лавочки еще советского производства, эстетическая привлекательность уличных урн мало кого волновала, ни о каких брусчатке и беседках не могло быть и речи. После того как городская администрация взяла курс на благоустройство города, стало понятно: без искусно выполненных, стильных каменных, деревянных и железных изделий столицу края не облагородишь. На преображение улиц и проспектов начали тратить немалые деньги, инициативу подхватили и предприниматели. Крупные магазины, предприятия стали активно облагораживать прилегающую территорию. Оказались востребованными резные оградки, заборы, бордюры, поребрики, балюстрады, небольшие скульптурные композиции и т. д.

— Когда мы в 2003 году зашли на рынок, конкуренции не было вообще, — говорит Евгений Колмаков, директор производственной компании «Новые заборы». — В Красноярске единственная организация занималась производством малых архитектурных форм — Красноярский краевой художественный фонд. И то его художники работали только на частный заказ. Вы будете смеяться, но массово лавочки и урны в регионе не производились. Скорее всего, именно потому, что не было спроса. Сегодня же, насколько мне известно, даже построенный дом не примут в эксплуатацию, если придомовая территория не будет благоустроена должным образом. Поэтому и работы много. К тому же немного изменились запросы горожан, вырос уровень эстетической грамотности. Красноярцы и жители близлежащих районов уже не воспринимают дачные участки исключительно как огород. Все чаще загородные усадьбы становятся местом отдыха, которое должно быть соответственно оборудовано.

Нет импортным скамьям

Александр Романюк утверждает, что каменные львы уже не в модеПоявился спрос — резко выросло и предложение.

— Рынок сейчас заполнен на 100%, — говорит Александр Романюк, руководитель мастерской «Архитектурный бетон». — Многие молодые фирмы, предлагающие схожие услуги, закрываются, не отработав и года.

Согласен с ним и Колмаков: он уверяет, что каждое предприятие в этом секторе, крепко стоящее на ногах, занимает свою нишу. В Красноярске работают порядка семи-восьми крупных организаций, предлагающие изделия из различных материалов: металла, бетона, камня, дерева. Все остальные производители не являются юридическими лицами и действуют кустарно. Слабо востребованы у нас и производители из других регионов, хотя изделия все же ввозятся: из Москвы, Питера, европейских стран. На их долю приходится не больше 10% доходов отрасли.

— По-прежнему крупнейшим клиентом остается город, — говорит Евгений Колмаков. — Только 30% продукции у нас заказывают дачники и деревенские жители. Часто приходится работать с крупными организациями: один из последних заказов — вазоны и урны для железнодорожного вокзала. Очень много наших урн расставлено по городу: в местах отдыха, у автобусных остановок, в парках и скверах. Как правило, нашу работу оплачивают генподрядчики, которые благоустраивают ту или иную территорию, но деньги эти поступают из городского бюджета.

Львы больше не в моде

Очень часто заказчиками выступают ТСЖ. В последнее время во дворах «модно» устанавливать вазоны — каменные либо бетонные подставки для цветников. Ими очень удобно разграничивать пешеходную и проезжую зону, отсекать придомовую территорию от парковки транспорта. Специально для этих целей изобрели антивандальные вазоны — несмотря на свой симпатичный внешний вид, они достаточно крупные и тяжелые: не боятся ни плохой погоды, ни колес автомобиля. А вот водитель дважды задумается, прежде чем сделать попытку «наехать» на эту симпатичную клумбу в горшке. Востребованы такие малые архитектурные формы и у предприятий: если заказывают, то сразу штук по 60-70.

— За последние годы сильно поменялись вкусы у клиентов, — говорит Александр Романюк. — Если раньше любили все вычурное, яркое, очень нравились заказчикам фигуры животных, то теперь в моде строгие формы: шары, колонны, прямые линии.

А вот львы, которыми очень любили украшать улицы несколько лет назад, теперь мало кому интересны.

«Лавочно-урновый» бизнес носит ярко выраженный сезонный характер: пик спроса приходится на период с середины мая по июль. Именно в это время производится большинство работ по реконструкции городских улиц и дворов, а дачники «оформляют» свои участки. Из всех материалов самый востребованный — бетон.

— Нельзя определить, насколько сильно между собой конкурируют материалы, — говорит Романюк. — Очень уж разные ценовые категории. Кирпич сейчас отходит на второй план — что из него построишь, кроме забора? Он мало интересен в плане архитектурного разнообразия, зато обходится дороже бетона в три раза. Кованые изделия очень хороши собой, поэтому спрос на них велик. Но они дороже в 3,5-4 раза за счет недешевого сырья и ручной работы. В городе железные урны, лавочки и ограды встречаются реже бетонных.

Цемент для производства последних используется исключительно красноярский, что также удешевляет их себестоимость. А вот формы для вазонов, оградок, лавочек и скульптур закупаются за рубежом. Как правило, в Польше. В России их тоже производят, но качество совсем не то, уверяет Романюк.

Раскачелим этот двор

Ассортимент приходится расширять как минимум раз, а лучше два раза в год. В первую очередь — в начале сезона, чтобы успеть за меняющимися интересами покупателей. Например, малые архитектурные формы сегодня рука об руку идут с ландшафтным дизайном. Очень много изделий (колонны, беседки, решетки) производятся специально для оформления садовых участков вьющимися растениями и цветами.

Также к малым архитектурным формам часто относят детские дворовые площадки. Однако это — отдельное направление бизнеса со своими игроками. В Красноярске заказать установку песочницы, горки, качели или целого игрового городка под ключ можно в пяти-шести фирмах.

Современные игровые комплексы четко делятся на две возрастные группы: от 2 до 6 и от 7 до 14 лет. Горки и домики для самых маленьких выполнены в «детских» пропорциях. Их высота варьируется от 0,3 до 0,6 метра. Городки для детей постарше отличаются не только размерами, но и наполнением. Как правило, это спортивные сооружения: рукоходы, канаты, площадки для баскетбола, волейбола и роллерских трюков, теннисные столы. Ценовая политика — самая разнообразная: песочницу можно установить за пять-семь тысяч рублей, металлическую качалку-карусель — за 16 000-30 000, домик-беседку — за 20 тысяч. На этом рынке самые ходовые материалы — дерево и пластик.

Еще одно направление малых архитектурных форм — рекламные носители сити-формата. Производство этих конструкций целиком и полностью сосредоточено в руках рекламных компаний.

— Рынок развит слабо, несмотря на то что мы зашли на него давно, — говорит генеральный директор рекламного агентства «Ориентир-М» Лев Закаурцев. — Небольшие вращающиеся тумбы и автобусные остановки — это все, что представлено в нашем городе. Однако реклама на малых городских носителях, если судить по последним тенденциям, будет развиваться. Из центра города уже потихоньку убирают всю пиар-продукцию большого формата.

Не так давно агентство «Ориентир-М» начало производить лавочки и мусорные урны, ориентированные под размещение на них рекламы. Образцы уже готовы, а вот заказчиков не находится.

— Рекламодатели не готовы размещаться на таких специфических носителях, — говорит Закаурцев. — А зря. Вся Европа давно уже перешла на такие типы пиар-продукции, Москва активно развивает это направление. Есть скамейки с рекламой и в других крупных российских, даже сибирских городах. Рано или поздно эта услуга станет популярна и у нас.

Кира Сергеева, фото Артема Владимирова, «Вечерний Красноярск» № 26 (267)

Рекомендуем почитать