Главная
>
Статьи
>
Экономика
>
Дело — труба!

Дело — труба!

15.07.2010
1

Красноярский металлолом востребован на Урале и Кузбассе

2007 год называют пиковым для развития металлопереработки. Тогда количество пунктов по приему черного и цветного товара в крае достигло 600. Часть из них уже в следующие два года благополучно закрылись: во-первых, из-за кризиса, во-вторых, из-за ужесточения контроля над незаконным оборотом цветмета.

Цены гибнут на металл

Ежегодно из Красноярского края в другие регионы отгружается порядка 700–800 тонн черного металлоломаРынок металлолома очень зависим от множества факторов: сезонности, «аппетитов» крупных металлургических заводов, которые являются основными покупателями б/у «железа», интенсивности ведения строительных работ в регионе и т. д. На мировом уровне, уверяют специалисты, большое влияние на цены лома оказывает поведение промышленных предприятий Турции и Восточной Азии. Как сообщает «Русмет», в июле стоимость «железа» может очень сильно упасть, к тому уже есть тенденции. Американский металлолом, который считается лучшим, держится на плаву только за счет того, что уважаем больше китайского и европейского. Все остальные страны начинают снижать цены, и такая ситуация продолжится до сентября.

Российский металл лидирующих позиций на мировом рынке не занимает: переработчики продают продукцию, как правило, внутри страны. Правда, в Красноярском крае рынков сбыта не так много. Куда больше востребован наш лом на Урале и Кузбассе.

— Ежегодно из Красноярского края в другие регионы отгружается порядка 700-800 тонн черного металлолома, — говорит Александр Яковлев, коммерческий директор ООО «Втормет». — Из них большая часть уходит в Западную Сибирь: Кемерово, Новокузнецк и пр.

Более мелкие партии поставляются на Север: в Норильск, например. И все-таки в родном регионе находит применение в основном цветной металл, не черный. При этом на нашем рынке практически нет металла, завезенного к нам от соседей: своего хватает. Цена за одну тонну черного сегодня в среднем равна 4000-4500 рублям, тонну цветмета можно реализовать за 50-100 тысяч.

В кризис выросли

Однако не стоит думать, что заниматься цветными металлами однозначно выгоднее: и тот и другой рынок трудоемкий, со своими процессами, механизмами и клиентурой.

— Наше предприятие работает в этой сфере более 70 лет, но только недавно мы начали заниматься еще и цветным металлом, — говорит Яковлев. — Причиной тому послужил, как ни странно, кризис: чтобы удержаться на плаву, пришлось срочно искать новые рынки. В самые удачные для отрасли 2006-2007 годы объема работ хватало, чтобы безбедно существовать и содержать коллектив в 500 человек. 2008-й больно ударил по нам, пришлось изобретать новые ходы, активнее заходить в районы края. За последние два года мы расширили свою филиальную сеть на 25%, открыли порядка 20 новых пунктов приема металлолома, благодаря которым объем производства вырос в два раза. И уже за 2009 год мы перечислили в бюджет 75 млн рублей налогов.

Всех «металлоломщиков» в Красноярском крае сосчитать трудно, их больше 500. Но крупных компаний всего 25-30, из них только треть имеет филиалы в малых городах и поселках края. Самый большой оборот металла в Красноярске, на втором месте — Ачинск. Неплохие показатели у Ужура, Канска, Лесосибирска. Активно работают красноярские фирмы на территории Хакасии (неплохие показатели доходности у Абакана), Тывы.

— Конкурентная среда очень плотная в нашем регионе, — говорит Яковлев. — Открывать филиалы было тяжело: в каждом городе, в каждом поселке давно обосновались местные предприниматели. Однако именно в 2008 году многие такие точки под влиянием кризиса закрылись, так что появилась возможность занять их место. Как правило, работа всегда проводилась следующая: приехав в город, мы исследовали рынок, искали освободившиеся производственные площади, договаривались с местными предприятиями о поставках лома... Через какое-то время филиал вставал на ноги и начинал приносить доходы. Число работников в самом маленьком из них — 8 человек, в самом крупном — более 60. Мы планируем продолжать расширяться и дальше.

Вагон с брикетами

Большинство точек по приему металла представляют полный цикл производства, точнее, приемки. Сырье в самом различном виде сюда поступает как от местных предприятий, так и от физических лиц. Весь поступивший металл сначала сортируется по видам: габаритный, негабаритный, тонкостенный и т. д. В зависимости от типа его перерабатывают либо на аллигаторных ножницах, либо газорезчиками, а то и сразу прессуют в брикеты, которые по железной дороге отправляют в другие регионы Сибирского федерального округа. Находит применение даже металлическая стружка, оставшаяся от переработки: ее, например, нередко сбывают Братскому заводу черносплавов.

Большинство переработчиков закупают технику в России. Европейские прессы и весы также представлены на нашем рынке, но они не так востребованы. Крупные компании зачастую объявляют тендерные конкурсы по поставке техники, потому бывает, что в Красноярск везут машины и с Урала, и из центральной России. В зависимости от того, кто предложит более выгодные условия. Техника очень дорогая: перегружатель металлолома, например, стоит в пределах 2 млн 700 тыс. рублей, прессовой агрегат — от 2,5 до 15 млн рублей. Все зависит от его габаритов и функционала. Есть и такие аппараты, в которые можно поместить автобус целиком! Весы теперь все чаще используют электронные, которые существенно дороже механических.

Однако влияют на рынок и так называемые перекупщики: фирмы, которые не занимаются переработкой, а скупают б/у металл с целью его перепродажи. Их значительно больше, чем переработчиков, потому что для такого рода заработка не нужен ни большой коллектив, ни разветвленная сеть точек.

— Этот бизнес также относительно выгодный, — говорит Дмитрий Солодкий, заместитель директора компании «Сибметаллстрой». — Мы сотрудничаем с некрупными предприятиями и базами, у которых выкупаем строительные отходы, так называемый деловой металл: трубы, уголки, листы, — выбираем из этого лома то, что еще пригодно к использованию, и перепродаем с накруткой в 5%. Для фирмы, в которой работает 20 человек, очень неплохо. Заказов, как правило, много: за месяц через нас проходит порядка 300 тонн металла. Клиентура у нас очень разная: от мелких строительных фирм до частных лиц, которые хотят что-то отремонтировать в квартире, на даче. Отсюда и сезонность спроса: работа идет весной — летом. Зима — самое провальное время.

Предъявите документики

Раньше, буквально пару лет назад, большую долю рынка занимали предприятия, принимавшие ворованный металлолом: провода, трубы, детали железнодорожных путей и даже канализационные люки. С тех пор как закон по отношению к «алюминиевому» ворью ужесточился, количество нелегальных точек сократилось. Лицензированные организации также не скрывают, что в свое время принимали от населения сомнительного происхождения металл. Но теперь, согласно требованиям, каждый сдающий обязан предъявить паспорт, и поток людей, желающих сдать провода, сократился. Правда, отмечают специалисты, вагончики и ларечки, ушедшие в подполье, продолжают влиять на рынок, но оценить масштабы этого влияния никто не берется. Ущерб отрасли от них скорее не экономический, а имиджевый. Многие горожане до сих пор считают всех без исключения представителей этого бизнеса жуликами.

Также довольно сильно по репутации профессии ударила недавно объявленная правительственная программа по утилизации автомобилей. Очень много фактов мошенничества было вскрыто в первые же месяцы: пока народ не разобрался во всех тонкостях этой государственной инициативы.

— Ожидалось, что программа сильно повлияет на рынок, простимулирует работу отрасли металлопереработки, — говорит Александр Яковлев. — Ничего подобного я отметить не могу. Мы хотели принять участие в работе, но, как оказалось позднее, для этого необходимо было иметь допуск к работам с особо опасными веществами. Пройдясь по инстанциям, мы отказались от этой рутины. Все равно самую большую долю — 70% оборота металла — нам поставляют простые горожане в виде старой утвари и крупногабаритной техники. Вряд ли несколько автомобилей всерьез бы изменили наше материальное положение.

Кира Сергеева, «Вечерний Красноярск» № 27 (268)

Рекомендуем почитать