Как город врет, а край работает
Уверения городских властей и компании «Красноярскгортранс» в том, что все городские автобусы оборудованы системами ГЛОНАСС, в пух и прах одной фразой разбил министр информатизации и связи правительства края Алексей Туров. Он же рассказал о краевой программе, которая без спешки начинает работать на территории всего региона.
Вначале вернемся в год прошлый — на презентации в компании «Красноярскгортранс» и его сотрудники, и лично глава города (по незнанию ли или с другим умыслом) с гордостью рассказывали журналистам и всем жителям города, что вот теперь-то весь транспорт взят под контроль. В каждом автобусе — специальный прибор, работающий в двух навигационных системах — ГЛОНАСС и GPS. Тогда и представить было сложно, что все это — потемкинские деревни. Две недели назад специалисты Красноярскгортранса по-прежнему уверяли «ВК», что все автобусы оборудованы «как надо». Однако пояснить, зачем город закупает 150 новых навигационных приборов ГЛОНАСС, если и так все работает как часы, долго не могли. Один из инженеров, подумав, сослался на техническую модернизацию системы.
На встрече с министром Туровым разговор в основном шел о краевой системе диспетчеризации. На вопрос о системе городской он выразился кратко, но очень емко.
— Сегодня Красноярскгортранс оснащен не ГЛОНАССом, — сказал Туров. — Там оснащалось порядка полутора тысяч автобусов, и только 50 были с ГЛОНАССом, причем предыдущего поколения.
Знает ли об этом городская власть? Перевозчик Людмила Кузьменкова уверена — знает. Предприниматель утверждает, что лично два раза сообщала об этом факте мэру.
— Я на эту тему с Петром Ивановичем говорила, на что он мне сказал: «Людмила Николаевна, не нужно ничего (говорить. — „ВК“), я знаю об этом», — рассказала Кузьменкова в интервью «ВК» две недели назад.
Новый аукцион, который проводит городская администрация, можно связать с не чем иным, как подготовкой к вхождению в краевую систему диспетчеризации. Только сколько денег бюджетных нужно выделить еще раз, чтобы установить правильную систему? Ведь, по данным Турова, система ГЛОНАСС установлена лишь в 3,3% городских автобусов.
По-честному
— Система ГЛОНАСС давно перешла из рук военных и теперь используется в гражданских целях, — рассказал Туров. — Типичным примером является реализация долгосрочной целевой программы, которая называется «Использование результатов космической деятельности в интересах социально-экономического развития Красноярского края» на
Передача данных с объекта, по словам министра, осуществляется с помощью различных видов каналов связи: это могут быть проводные каналы связи, которые в данном случае невозможно использовать для подвижных объектов; могут быть системы, которые накапливают координаты на транспортном средстве, а потом передаются по приезде в гараж; может использоваться передача данных с помощью операторов мобильной связи.
Вот здесь возникли вопросы. В городе выбор сотового оператора решился просто — им стал «Билайн». Почему именно эта компания, так и осталось неясным. На краевом уровне к этому делу подошли совершенно иначе.
— Все операторы собирались, им были выданы карты с маршрутами, и они определились, — сказал Туров. — При этом еще остаются места, где нет зоны покрытия ни у одного из четырех операторов. Однако же оборудование позволяет накапливать информацию и передавать по возвращении в зону обслуживания сети мобильной связи.
Слова министра подтвердили и сами операторы.
— МТС обеспечивает услугами по передаче данных единую сеть мониторинга транспорта ЗАО «Красинформ», в которую входят автомобили скорой медицинской помощи, пригородные, школьные автобусы и суда речного флота, — рассказали в компании «МТС». — Количество транспортных средств составляет более 2500 единиц (единственно, странно такое разночтение с данными министра — 1300 транспортных средств. Не суда речного флота ведь составляют оставшиеся 1200. — «ВК»). Территория действия услуг по передаче данных охватывает большую часть населенной территории Красноярского края и существующих транспортных магистралей.
Все данные о местоположении транспорта, скорости и маршруте движения транспорта, количестве остановок и расходе топлива в режиме реального времени с помощью SIM-карт доставляются на специальный диспетчерский пульт в краевой центр мониторинга, заверили в компании.
— Красинформ собрал карты покрытия со всех операторов, — подтвердил слова представителя МТС Роман Ушаков, менеджер по связям с общественностью Красноярского регионального отделения Сибирского филиала ОАО «Мегафон». — Действительно выбирали, исходя из зоны покрытия. При перекрытии зон выбирался определенный оператор. Для компании «Мегафон» участие в программе — это не только сотрудничество с властью, но и посильная помощь в абсолютно нужном деле. Сеть у нас очень большая — в некоторых районах даже лучше, чем у ЕТК, — поэтому мы просто обязаны были участвовать в подобном проекте.
Пробный шар
Запускать программу полностью край будет поэтапно до 2011 года. Все кривотолки, что не работает система ГЛОНАСС, не имеют под собой оснований, говорит Туров. Фактически система работает с декабря в опытном режиме и еще не развернута в полномасштабном виде. Кривотолки — это о скорой помощи. «ВК» стало известно, что установленная система до сих пор не работает. Министр объяснил почему.
— Оборудование на скорых ничем не отличается от того, что стоит на школьных и междугородных автобусах, — сказал он. — На сегодня утверждение, что система сейчас не работает, немного неверно. В декабре был начат опытный этап работы и были оснащены всего несколько автомобилей. И сейчас пока текущей диспетчеризации не производится, хотя информация полностью с декабря накоплена в системе.
Реализация программы позволит диспетчеризовать с помощью технологии ГЛОНАСС все транспортные средства, начиная с Норильского промышленного района и заканчивая южными районами. Выход междугороднего или школьного автобуса на линию без работающей системы ГЛОНАСС будет фактически запрещаться, уверил министр.
Кроме того, свои диспетчерские пункты, как изложено в программе, должны быть у каждого ведомства. Например, у скорой помощи в Красноярске их семь. Информация поступает туда, параллельно в краевой центр коммуникаций, параллельно же в силовые органы — ГО и ЧС, УВД, ФСБ. Первичные диспетчерские пункты будут в районных отделах образования. Сейчас таких диспетчерских по краю уже более 70. При этом краевой центр коммуникаций не управляет, а устанавливает «правила», следит за соблюдением регламента работы всей системы в целом.
Приборы связи
— Сегодня существует разнородное навигационно-связное оборудование для транспортных средств, — говорит Туров. — В России его сейчас выпускают большое количество производителей, включая ФГУП «НПП «Радиосвязь» (привычно — Красноярский радиозавод. — «ВК»). Некоторые школьные автобусы уже с завода приходили с установленной системой. Закупали системы с помощью конкурсов и аукционов.
Приборы действительно могут быть разные, говорит заведующий кафедрой радиотехники и директор НИИ радиотехники СФУ Владимир Кокорин. Во время небольшой экскурсии он показал навигационные приборы системы ГЛОНАСС прошлого века — десятикилограммовые коробки, а также дал подержать в руках крохотную плату, в которую благодаря «Радиосвязи» и кафедре уместилась коробка образца 80-90-х.
— Это ведь только первый этап — на транспорте — использования космических технологий, — рассказал Кокорин. — Дальше — больше. С помощью системы ГЛОНАСС можно выполнять множество социальных и контролирующих функций.
Для бизнеса система также годится. К примеру, можно контролировать график движения подконтрольных транспортных средств — тех же бензовозов. Заехать и слить топливо налево не получится, обмануть маршрут или сделать передышку тоже. По словам Кокорина, установка системы на одну машину обойдется в сумму от 10 до 30 тысяч рублей. Такие системы бизнесу очень нужны, считает Кокорин. Главное — растолковать схему работы.
Что ж, похоже, кроме бизнеса схему работы нужно растолковать еще и городской администрации. А также напомнить, что врать нехорошо.
Сергей Санников, «Вечерний Красноярск» № 28 (269)