Главная
>
Статьи
>
Общество
>
Не разрулили

Не разрулили

13.08.2010
9

Лишь немногие автошколы в Красноярске имеют собственный автодром

Рынок автошкол в Красноярском крае находится в кризисе. Причем в настоящую яму фирмы угодили относительно недавно — когда отдельные игроки под влиянием спада клиентского потока начали занижать цены на услуги. Это привело к тому, что небольшие компании и вовсе начали закрываться, а качество обучения резко упало. Законодатели только подливают масла в огонь. Новое распоряжение правительства об изменении порядка получения водительских удостоверений, опубликованное 23 июля, вызвало волну слухов и волнений в этом секторе бизнеса.

Возвращение на круги...

Внимание к ситуации с автошколами периодически возобновляется после очередных распоряжений федеральных властей. Между тем законодательные инициативы не становятся от этого менее «дырявыми» и противоречивыми. Вот и очередной указ, подписанный премьер-министром Владимиром Путиным, вызвал много вопросов как у владельцев автошкол, так и у местных властей. В частности, правительство вернулось к похороненной, казалось бы, идее с автоматизированными автодромами, которую после бурных прошлогодних обсуждений благополучно зарубил Минюст.

Согласно новым (новым ли?) правилам автошколы смогут самостоятельно принимать первые два этапа экзаменов на получение водительских прав, минуя ГИБДД. Однако к этому допустят только те образовательные учреждения, которые пройдут аккредитацию. Ее основными условиями станут наличие компьютерных классов, системы аудиовидеонаблюдения для приема теоретического экзамена, а также оборудованного по последнему слову техники автодрома.

Сергей Дикий уверен, что новое распоряжение правительства не документ, а собрание пожеланийПоследний пункт вызывает особенно много нареканий со стороны предпринимателей.

— За все то время, пока шла эпопея с обсуждениями законопроектов, в России было построено только 15 таких автодромов, — говорит директор ООО «Автошкола» Сергей Дикий. — Причем все на средства федерального бюджета по целевой программе. В Красноярске сейчас нет автошколы, которая смогла бы оплатить реализацию такого дорогого проекта.

Кроме того, школам выставляется серьезный ценз в плане имущества, автопарка и качества подготовки. Третий и самый главный экзамен — вождение по городу — будущие автолюбители, как и прежде, будут сдавать в ГИБДД. И если курсант трижды не сможет пройти испытание, автошкола обязана будет за свой счет его «доучить». Все эти нововведения серьезно отразятся на стоимости услуг компаний, которые захотят пройти аккредитацию. Однако в распоряжении уточняется: аккредитация добровольная.

— Похоже, что власти написали не документ, а собрание пожеланий: как бы мы хотели, чтобы это выглядело, — говорит Сергей Дикий. — А где и как будут выискиваться деньги на нововведения, неизвестно.

А вот директор фирмы «Диалог-Сервис» Андрей Снетков ничего страшного в очередной инициативе не видит.

— Судя по всему, в ближайшие год-два для автошкол ничего не изменится, — говорит он. — Система аккредитации не отработана, указ подписали, а в каком виде он будет воплощаться в жизнь и кто будет аттестовывать, пока не ясно.

Кто нынче в авто?

В Красноярске на сегодняшний день 36 автошкол, имеющих лицензию на образовательную деятельность. На рынке представлены как крупные фирмы с разветвленной сетью филиалов по городу и краю, так и фирмы-одиночки, арендующие в вечернее время учебные классы в обыкновенных средних школах и работающие с владельцами площадок для практического вождения на договорных отношениях. Есть и прогосударственные фирмы (РОСТО ДОСААФ), и представительства федеральных компаний (Всероссийское общество автомобилистов). И все-таки лидерские позиции удерживают несколько крупных игроков, в их числе «Автошкола», «Движение», «Диалог-Сервис», ВОА, «МЖК».

— Рынок всегда был разрозненным, конкурентная среда очень плотная, — рассказывает председатель Ассоциации автошкол Красноярского края Константин Медведев. — Я бы даже сказал, он сегодня перенасыщен. Из-за высокого входного барьера новичков здесь практически нет. Ко мне едва ли не раз в неделю обращаются начинающие предприниматели с просьбой помочь. После того как я раскладываю перед ними всю схему: какие документы необходимо собрать и в какие направления вложить средства, — эти люди больше не возвращаются. Учитывая законодательную неразбериху, сейчас не самое удачное время для вхождения на рынок.

С тем, что новичкам приходится туго, согласен и Андрей Снетков.

— Лишь у немногих сегодня есть автодром и помещения в собственности, — говорит он. — Остальным приходится ютиться на арендованных асфальтированных площадках: по пять-шесть фирм на один автодром.

По его словам, показателем успешности на рынке являются также величина автопарка и новизна машин. Износ техники в этом бизнесе очень высок. Правда, далеко не все школы стремятся приобрести учебные транспортные средства, распространенный механизм работы — нанимать инструкторов с личным транспортом и оплачивать его услуги.

— Затраты на техобслуживание очень большие. У меня в парке 40 автомобилей, поэтому я открыл при школе собственную автомастерскую, чтобы она обслуживала технику, — говорит Снетков. — Правда, сейчас самые старые машины стоят без действия: спрос серьезно упал за последние несколько лет. Наш бизнес сезонный: пиковое время в марте, а самые провальные месяцы с ноября по январь. Небольшое затишье в июне и незначительный, но все же наплыв курсантов в сентябре. Однако в этом году весеннего подъема не было. Я грешу на кризис. Зато неизменной остается категория обучаемых: как и прежде, это молодые люди до 25 лет, из них 80% — женщины.

Израсходованные «человекочасы»

У Константина Медведева свой взгляд на то, почему резко упал спрос на услуги автошкол. По его наблюдениям, количество клиентов сократилось в пять раз. И это только с прошлого года.

— Перенасыщение рынка налицо, — говорит он. — Некоторые фирмы начинают искусственно занижать цены на свои услуги, из-за чего остальные теряют клиентуру. Но я вижу в этом признаки серьезного кризиса отрасли, последние вздохи утопающего. Если в прошлом году полный курс обучения на категорию В стоил порядка 22 000 рублей, то теперь цены снижены до 12 500. Компании устроили настоящие гонки: кто ниже. Но это приведет только к тому, что такие фирмы сами себя «сожрут». Из-за задержек зарплаты из многих автошкол уходят преподаватели, поступают жалобы от клиентов — отучившись, они месяцами не могут сдать экзамен и получить права.

Дело в том, что лицензия на образовательную деятельность выдается на основании предоставленных документов о площадях и технических возможностях. Причем на определенное количество человек в год. Стремясь выбраться из кризиса, школы гонятся за количеством обучающихся, набирают в группы значительно больше курсантов, чем им это позволено, и в итоге за сезон полностью «вычерпывают» запас по «человекочасам».

По неофициальным данным, рентабельность рынка сегодня составляет меньше 4%, что существенно ниже цифр прошлых лет.

— Серьезной проблемой становится качество обучения в автошколах, — говорит Владимир Шишмарев, руководитель службы по контролю в области образования Красноярского края. — За последние два месяца мы направили в суд четыре протокола об административном нарушении со стороны учреждений, которые не выполнили в полном объеме программу подготовки водителей. В случае таких нарушений должностному лицу грозит штраф до 30 тысяч рублей, юридическому — до 100 тысяч. Также составлен один протокол по поводу нарушения условий договора с курсантом. Как правило, плохая подготовка заключается в том, что обучаемому в полном объеме не выдаются часы вождения.

И как результат — 40% дорожно-транспортных происшествий в России совершается водителями со стажем вождения до двух лет. Повысится или нет качество обучения в автошколах с приходом новых правил, пока остается загадкой. Спорный вопрос обсуждается на самых разных уровнях. Самая распространенная точка зрения: так как в проекте есть еще очень много дыр, вряд ли для автошкол что-то кардинально поменяется в ближайшее время.

Заместитель председателя Всероссийского общества автомобилистов Олег Лозинский подчеркивает, что владельцам автошкол не нужно воспринимать распоряжение правительства как руководство к действию, пишет «Коммерсант». «Аккредитация осуществляется на добровольной основе наряду с действующим механизмом регулирования деятельности учебных организаций» — цитата из документа. То есть у автошкол останется возможность пройти традиционную регистрацию в Министерстве образования, продолжать обучать по старой схеме и отвозить курсантов на сдачу экзаменов в ГИБДД. Создавать монополию ДОСААФ и выживать частные автошколы, которые не могут себе позволить автоматизированный автодром, не планируется, считают некоторые эксперты. Но мелкие фирмы с рынка уйдут в первый же год реализации новой программы, тенденция к этому наметилась уже сейчас.

Кира Сергеева, «Вечерний Красноярск» № 31 (272)

Рекомендуем почитать