Главная
>
Статьи
>
Экономика
>
Особенности национального инвестирования

Особенности национального инвестирования

16.08.2010
2

Расходы российского государства, как зачастую бывает в мире, не сходятся с его доходами. Дефицит прошлого года 6 % ВВП, в нынешнем — примерно столько же. Ситуацию решено выправлять: выйти на 2 % к 2013 году, а к 2015 году обходиться без дефицита. Ряд мер, направленных к тому, потянул за собой интересное...

С потребителя по крошке

Вредные привычки подорожаютЧтобы где-то прибыло, где-то должно убыть. Социальные расходы в преддверии выборов 2012 года трогать странно. В конце концов, именно бюджетники и пенсионеры голосуют тщательнее и правильнее иных групп населения, трогать их сейчас не с руки. Но речь все равно пойдет о повышении налогов, а что еще повышать?

В частности, будут повышать акцизы на табак. Дело оздоровительное по форме и денежное по содержанию. Их и так решено было повышать, но Минфин предложил процесс ускорить и углубить. Для бюджета через несколько лет ускорение обернется прибавкой в 30-50 млрд рублей ежегодно. Это в графе «приход», а в графе «расход» будут стоять изрядно вывернутые карманы курильщиков. Вполне возможно, что года через три в России самая дешевая пачка сигарет будет стоить более 100 рублей. Половине взрослых россиян будет обидно, но это, в общем-то, европейская практика: сигареты там, как правило, очень дороги.

Помимо того, подорожает пользование водой. Сильно. В разы. Особенно для тех, кто не поставит дома водяные счетчики. Разница в оплате будет столь велика, что счетчик, вполне возможно, станет атрибутом большинства российских квартир (об этом подробнее на с. 10).

С автомобилистов возьмут еще больше, чем с курильщиков. Повышение акцизов на бензин (рубля примерно на три) даст в бюджет порядка 100 млрд ежегодно («ВК» писал об этом в прошлом номере). При этом, чтобы компенсировать такую напасть, Минфин предлагает в два раза сократить ставку транспортного налога, а для маломощных машин отменить его вовсе. Так что парадоксальным образом будут даже и выигравшие. Владельцы маленьких машинок, на которых почти никуда не ездят. Можно спросить тогда, зачем такой финт — зажимать в одном месте и ослаблять в другом? Возьмут, однако, больше, нежели дадут. Случится еще перераспределение бюджетных потоков: акцизные сборы идут в федеральный бюджет, а транспортный налог — в региональный. Такая вот оптимизация.

Бунты курильщиков и автомобилистов по стране как-то не наблюдаются. Может, еще не знающие они. А может, уже привыкшие. А даже если бы и наблюдались какие-то особо гражданские акции, вряд ли бы они что-то изменили (ну протестовали автомобилисты против кратного роста пошлин на иномарки — и что добавилось в мире, кроме роста милицейской отчетности касательно протестных акций?). Протестовать и возмущаться начали с другой стороны. Крупных корпораций. Их тоже предложено обложить шире и глубже, и менеджеры Газпрома уже успели заявить, что это ставит под угрозу инвестиционную программу корпорации. А инвестиционные программы там, надо сказать, упоительные. Но перед тем как подивиться тем программам, закончим с фискальными новшествами. Там не только про Газпром.

Экспортная пошлина на разного вида металлы будет увеличена от 10 % до 30 %. Касательно же газа предложено, что налог на добычу полезных ископаемых вырастет для него одномоментно в следующем году на 61 %. Минфин обосновывает, что это индексация инфляции за пять минувших лет. Для бюджета это будет прирост чуть больше, чем возьмут с курильщиков, но меньше, чем возьмут с автомобилистов.

Недооцененные менеджеры

Так вот, совет директоров Газпрома уже заявил, что это срывает инвестиции компании. Хотя отдать надо около 50 млрд рублей за год дополнительно, а инвестиционная программа за текущий год расписана в 800 млрд. И потенциал экономии средств в самой программе — как бы это мягче сказать? — мягко сказать не получается, и потому скромно скажем, что потенциал там чудовищный.

Вот цифры расчетов забугорных аналитиков от East European Gas Analysis. Стоимость километра газопровода, построенного подрядчиком Газпрома на российском участке «Северного потока», — 5,8 млн евро. Километр аналогичной трассы в Германии стоит 2,1 млн евро. Притом что рабочая сила в Германии подороже будет. Пропорции инвестиционного бюджета примерно понятны. Один из менеджеров западной корпорации, работавшей еще с советскими газовиками, оценивал пропорцию схожим образом: в инвестиционных программах Газпрома до поставщиков и подрядчиков доходит примерно треть. Куда идут остальные две трети, имеющий опыт российской жизни догадается. И, вероятнее всего, даже не с трех попыток.

То есть если бы бюджеты осваивались чуть менее вопиющим образом, например с нормой испарения средств по дороге не в две трети, а хотя бы в треть, то это позволило бы построить чего-нибудь полезного в 2 раза больше. Кстати, отдельный вопрос, насколько газпромовские стройки века полезны. Возьмем газопроводы на Ямале, в Приморье, «Южный поток». Эксперты там сомневаются. Например, для ряда северных газопроводов называется, по одним расчетам, окупаемость свыше 20 лет, а по другим прямо пишется «никогда». То есть вот эти 30-40 % средств (мы же помним КПД великих строек?) идут как раз на странное дело. Рациональны скорее 60-70 % потока, которые как бы теряются по дороге. И ради того, чтобы они потерялись как надо, не жалко и зарыть остальные деньги в тундру? По крайней мере, это рациональная версия, все другие экстравагантнее. Не бермудский же треугольник переехал в наши севера.

Можно пилить и отламывать с прибылей — дело не благое, но экономика это как-то переживет. Делать аналогичные операции с убытков характеризует национальную экономику как больную, сильно больную. На определенной стадии, где терять уже особо и нечего. «День простоять да ночь продержаться». О внешнем виде процессов и прочих приличиях можно уже не заботиться.

Когда-то акция Газпрома стоила 360 рублей, их советовали брать, мол, «недооцененный мировой гигант». Раза в три, говорили, недооцененный. Летом 2010 года акция стоит в два раза меньше, чем на своих хаях. Вкладываться в недооцененный эффективный менеджмент советуют и поныне.

Александр Силаев, «Вечерний Красноярск» № 31 (272)

Рекомендуем почитать