Главная
>
Статьи
>
Общество
>
Граждане и халява

Граждане и халява

17.08.2010
8

Многажды писано, что огромным массам народа просто нечего делать в «постиндустриальной цивилизации». Нечего предложить рынку и обществу. Если позволить автоматизации быть везде, где она могла бы быть...

Граждане и халяваЕсли поставить робота везде, где человек использовался как робот (а это большая часть рабочих мест в индустриальную эру!), слишком многим останется разве что торговать своим телом. Проституция, гладиаторские бои, разбор тела на органы. Но это все дикий капитализм, честный и искренний до саблезубой жестокости. В мире несколько иное устроение дел. На тему оного — несколько напоминалок и зарисовок, прежде чем собственно прыгнуть в тему.

Картинки с выставки

Вот картинка из Штатов, где-то уже ей делился, но это картинка сильная, многоразового использования. Захожу в супермаркет, по большому счету все как у нас. Вплоть до марок товара и логистики помещения. У выхода касса, перед кассой негр в униформе и с палочкой. Перед одной кассой очередь в три человека, перед другой — в пять, и он палочкой показывает встать туда, где три человека. Мало ли, вдруг сами не догадаются и столпятся, понимаешь. Но это не все. В сторонке от него стоит второй негр, в той же униформе и с той же палочкой, и пока ничего не делает. Есть подозрение, что он ждет. Когда тяжелая усталость сморит его товарища и он рухнет под тяжестью своей функции, она тут же перейдет к напарнику, и миссия будет исполнена, несмотря ни на что. Не надо особо иронизировать, это не «тупые америкосы, даже в очередь встать не могут». Это «социальная борьба с безработицей и стимулирование совокупного спроса», просто делается это раньше, шире и откровеннее, чем у нас. Но у нас делается то же самое.

Сколько было за пару десятилетий реорганизаций разных администраций? Почти в каждую говорилось «сокращение численности» и назывался какой-то процент. Но наука управления хитрее науки математики, и суммация всех сокращений давала в итоге только рост. Во сколько раз в РФ больше чиновников, чем в последний год РСФСР, можно глянуть в открытых источниках. Но считают уже «разами», а не «процентами», слава богу, что еще не «порядками». Это еще не настолько гротеск, чтобы не увидеть за этим ничего, кроме «борьбы с безработицей». Частных интересов хватает: люди трудоустраивают детей, друзей, любовниц и любовников. Но общий тренд, который эксплуатируют миллионы лиц, называется именно что «всемирная борьба с безработицей». Когда десять человек в одном отделе делают то, что раньше делали три, социально-экономическая эффективность нового порядка вещей только одна — создать повод, чтобы еще семь россиян получили денежку, при этом их не унизило слово «пособие» и у них не появилось «свободное время» (есть подозрение, что если не дисциплина рабочего дня, то многие «молодые креативные сотрудники» устроят себе и миру что-то вроде гетто).

Раздача хлебов проходит по разной тарифной сетке. Сын министра сможет ничего не делать при более выгодном прайсе, чем сын всего лишь профессора. Но важен не размер пособия, а сам принцип. Можно, например, стонать на левый манер, что «сфера образования недостаточно финансируется». Но если в сфере образования давно не случается почти ничего, что когда-то считали образованием, воспитанием и т. д., то вся сфера проходит по разряду собеса, и как-то странно заглядывать в зубы настолько дареному коню.

Америка, как сказано, продвинулась по этому пути дальше. Как более развитая страна. Там негры с палочками в магазинах, такие же негры встречали нас в аэропорту. Просто длинный запутанный коридор, и обычно там рисуют стрелочки. А можно вместо стрелочки создать рабочее место.

Тест на волю

Но давайте наконец сформулируем мысль. Собственно, картинки и краткое изложение предыдущих серий были к ней. Примерно такой сначала вопрос: а можно ли создать мир более честный, при этом не сильно разгоняя его в жестокости?

Какой процент населения в развитой стране реально создает ее ВВП, а какой лишь дотируется? Дело не в разделении на «бюджетное» и «коммерческое», тем более что в современной экономике сложно сказать, где кончается одно и начинается другое. Скорее это вопрос на наличие реального и живого получателя блага твоей деятельности. В этой схеме госдотируемая научная лаборатория «созидательна», художник на содержании частных фондов, наверное, тоже. Тест прост — если тебя из мира отнять, в мире будет дырка, пусть маленькая, или мир не заметит? Кто-то уже пишет, что «мощь Америки создается 10% ее населения, все остальное балласт», кто-то пишет, что мы скоро будем там же.

Честность означала бы, что пособия наконец оформятся как пособия. Милосердие в том, что любой человек имеет право на квартиру, еду, штаны и кинофильмы, раз уж родился в такое жирное время. Честность в том, чтобы честно провести это по смете. С условием, что ничто не дается за просто так. Садящийся на пособие получает минимум благ (показавшийся бы сто лет назад почти максимумом), но теряет гражданские права. Право на свободу выбирать и быть избранным — обязательно, право на свободу слова — сильно желательно, право на свободу передвижения — как вариант. Если ничего не вносишь в республику, то отчуждаешься от прав ее гражданина. Будут, значит, граждане и неграждане, в России, наверное, их сокращенно будут называть «негры». С дальнейшим ущемлением их прав, без того никак. Кроме главного права на кормушку — раз уж первородство продали за чечевичную похлебку, то похлебка должна быть до конца.

Сбудется сразу несколько больших и сильно разных политических мечтаний. Левые наконец получат свое «уничтожение труда», о котором пекутся 150 лет. Консерваторы получат контрреволюцию против восстания масс, ведь филантропия обернется взятием назад политической эмансипации «простого человека». Либералы наконец получат возможность проверить население на вшивость. «Лишь тот достоин счастья и свободы, кто каждый день идет за них на бой», так ведь? Здесь даже на бой идти не надо. Просто делай что-то полезное — будешь сувереном. Не хочешь — не делай.

Александр Силаев, «Вечерний Красноярск» № 31 (272)

Рекомендуем почитать