Образовательная система заставляет прибегать к серым схемам
По официальным данным министерства образования и науки края, на начало прошлого года на территории края действовало 1289 общеобразовательных учреждений сети общего образования. С сентября 2008 года по август 2009 года общее количество школ сократилось на 77: ликвидировано 26 дневных общеобразовательных учреждений и 51 филиал. 22 школы реорганизованы.
По словам министра образования и науки края Вячеслава Башева, ликвидированные школы не соответствовали современным нормам и требованиям, а реорганизованные — возрастной структуре детского населения. На сегодня в крае около 1200 общеобразовательных учреждений (ОУ).
Сколько стоит образование
Как следует из прошлогоднего доклада Вячеслава Башева, сделанного на традиционном августовском педсовете, динамика расходов на школьное образование в крае положительная. То есть денег выделяется все больше. Точнее, так было до нынешнего года. В 2007 году расходы консолидированного бюджета края на образование составили 29,5 млрд рублей, за 2008 год потрачено больше 37 млрд, в 2009 году — почти 41,5 млрд рублей.
А вот в консолидированном бюджете 2010 года на нужды образования заложено уже 38,4 млрд рублей, в краевом −18,9 млрд рублей. Консолидированный бюджет включает в себя краевой и бюджеты муниципальных образований, а также деньги, выделяемые из федеральной казны. Пусть незначительно, но расходы на образование в этом году уменьшились. Это может быть связано с оптимизацией количества школ в сельской местности (в городах тоже, но в сельской — прежде всего), где малокомплектные заведения ликвидируют, вместо них определяют базовые школы и возят туда детей на автобусах. Это дешевле и рациональнее. Кроме того, объем финансирования могли уменьшить в связи с началом действия федерального закона о бюджетных учреждениях, заставившего школы переходить в разряд автономных учреждений. О них — чуть позже, пока — еще немного цифр.
Совокупные расходы на содержание «школьных» ОУ, заложенные в краевом бюджете 2010 года, составляют около 11 млрд рублей. Они включают в себя зарплату учителей, материальное обеспечение учебного процесса, приобретение технологического оборудования для пищеблоков, медкабинетов, покупку приборов искусственного освещения, приобретение новых и ремонт старых автобусов, строительство и реконструкцию зданий, доплату за классное руководство. Если примитивно поделить 11 млрд рублей на количество ОУ — как сказано, это примерно 1200, — получаем чуть больше 9 млн рублей в год. Понятно, что это — средняя температура по больнице. Но все-таки ориентир.
— Чтобы соответствовать минимальным критериям, в год школа требует порядка 20 миллионов рублей, — утверждает директор красноярской гимназии № 10 Светлана Садовская. — Для нормального существования эту сумму нужно утроить.
Вне бюджета
Значит, нужны другие источники, помимо бюджетного финансирования. Сегодня горячее двух-, трехразовое питание есть в большинстве ОУ. Был период, когда сеть школьного питания была разрушена полностью. В холлах стояли автоматы, выдающие кока-колу и сникерсы. По оценке независимого эксперта (бывший замдиректора одной из красноярских гимназий попросил не называть его фамилии — теперь он работает в другой отрасли, но продолжает следить за ситуацией в сфере образования), оборот от вендинга достигал 15 процентов школьной экономики.
— Но чаще всего эти деньги шли не в казну учреждения, а в карманы конкретных людей — директора, его окружения, родственников, развивающих этот бизнес, — поясняет эксперт.
От автоматов в школах избавились, щадя не только здоровье ребенка, но и бумажники родителей: средняя стоимость горячего обеда в школьной столовой — в диапазоне от 20 до 30 рублей; сникерс и кола дороже. Кроме того, школьный общепит вполне может стать самостоятельным источником немалого дохода для ОУ. Правда, не всем такое счастье улыбается.
Повезло тем школам, в которых условия позволяют держать собственную столовую, и не повезло тем, кто кормит детей пищей, приготовленной на кухне комбината питания. Не потому, что централизованное питание хуже качеством, — возможно, порой и лучше. Но прибыль, заработанная на школьниках (на их родителях, конечно), в таком случае уходит целиком комбинату.
— У нас больше возможностей, чем у школы, которая относится к комбинату питания, — говорит Светлана Садовская. — За счет прибыли от работы столовой мы развиваемся очень хорошо: вкладываем в материальную базу, в безопасность. Все, что возможно приобрести для повышения безопасности учащихся, у нас есть.
По оценке Садовской, доходы столовой занимают процентов 10 в общей структуре доходов гимназии.
Серое и черное
Еще один дополнительный источник финансирования — внебюджетный фонд, складывающийся из пожертвований родителей. Источник ненадежный: финансовое состояние родителей — величина непостоянная. Тем не менее, когда речь идет о внеплановых тратах, родители готовы вкладываться в благополучие детей. Хотя препятствий здесь множество.
— Простая ситуация: санитарными нормами в школе запрещено смешанное освещение, когда одновременно используются лампы накаливания и лампы дневного света, — поясняет на примере независимый эксперт. — На практике норма не выдерживается: основное освещение — лампы накаливания, над доской — дневной свет. Понимающий родитель приходит к учителю и говорит: «Вы ребенку зрение испортите!» Тот разводит руками — денег на это нет. Родитель поднимает вопрос на собрании, все проникаются, скидываются, покупают необходимое оборудование, оплачивают переустановку... А потом приходит с проверкой прокуратура — и обнаруживается, что даже просто принять на баланс новое оборудование школа не вправе. Директора и учителя наказывают.
По словам Светланы Садовской, она поступает проще:
— Когда возникает необходимость купить что-то, не предусмотренное нормативами, директора просто снимают с зарплатной карточки деньги и покупают это на свои средства. Я это делаю каждый год.
Пожалуй, самая черная составляющая школьной экономики — ученическая квазиэкономика: торговля наркотиками, сигаретами (старшие продают младшим), спиртным или мнимыми тестами по ЕГЭ. По словам независимого эксперта, все это учителям запрещено комментировать едва ли не под расписку. «В нашей школе этого нет». Несколько лет назад неплохой доход приносили спортивные залы и кабинеты на первых этажах — их активно сдавали в аренду. Сейчас в школах арендаторов нет — запрещено.
Оптимальный вариант активной помощи школе со стороны общественности — создание благотворительных фондов. В свое время их было довольно много.
— Но если вы используете ресурсы фонда, чтобы разместить выгодный заказ для школы в фирме, которой владеет ваша жена, и школа в результате переплачивает втрое по сравнению с рынком — это банальное паразитирование на бюджете, проще — воровство, — говорит анонимный собеседник «ВК».
Сегодня в Красноярске есть единственный пример эффективной работы благотворительной организации на ниве образования: Благотворительный фонд попечительства об образовании (БФПО) Советского района, созданный Александром Седельниковым. Как пояснили в фонде, помощь и поддержка оказываются только образовательным учреждениям Советского района, исключения — учреждения культуры: музыкальные, художественные школы в других районах города. Штатное расписание — три человека. Наполнение — пожертвования предпринимателей района. Ежегодно на благотворительные цели, связанные с развитием системы образования, тратятся миллионы рублей. От подробных комментариев в фонде отказались: сам Александр Седельников в отпуске, с прессой общается только он.
— Там есть серьезная поддержка со стороны районной власти, — говорит Светлана Садовская. — Мы таким ресурсом не располагаем.
Автономное плаванье
Многие школы в настоящее время меняют свой статус, переходя из разряда бюджетных учреждений в разряд автономных.
— Пока это — по выбору, но думаю, что перейдут все общеобразовательные учреждения, — говорит директор красноярской гимназии № 10 Светлана Садовская. — Это дает самостоятельность. Конечно, при переходе в статус автономного учреждения очень много рисков. Закон пока не регламентирует объем задания, которое будет формировать и оплачивать муниципалитет. Ну а плюс — в том, что школа может совершенно законным образом заниматься коммерцией, зарабатывать деньги, увеличивая свой среднегодовой доход.
Как поясняет Садовская, школа наконец получит возможность стряхнуть зависимость от централизованной бухгалтерии, завести свои счета, самостоятельно планировать расходы и направлять средства со счетов на реальные нужды и потребности.
— С централизованной бухгалтерией очень много проблем, — поясняет Светлана Садовская. — Я стараюсь держать руку на пульсе и контролировать, куда ушли деньги с моего счета. Но даже я порой не знаю, на что они реально потрачены.
— Когда школа имела свой счет, директор и бухгалтер распоряжались деньгами сами, — подтверждает независимый эксперт. — Централизованная бухгалтерия — эта система действует последние три года — фактически забрала у руководителя учреждения право финансовой подписи.
По оценкам экспертов, переход общеобразовательных учреждений в автономное плаванье — скорее благо, чем наоборот. Ну а риски — что ж, на море иногда случаются шторма.
Василий Казарин, «Вечерний Красноярск» № 32 (273)