В крае рекордное количество коррекционных школ по сравнению с другими регионами страны. Для сравнения: в Новосибирской области всего 11 коррекционных школ, в Самарской —
Статистика
По данным краевого минобра, специальное образование в регионе представлено:
— краевым государственным бюджетным образовательным учреждением для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи, «Краевой центр психолого-медико-социального сопровождения» с 5 филиалами в Ачинске, Канске, Минусинске, Лесосибирске, Норильске. На базе краевого центра и каждого филиала функционируют краевые психолого-медико-педагогические комиссии и службы раннего выявления детей с проблемами в развитии;
— муниципальными образовательными учреждениями для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи, в Красноярске, Ачинске, Канске, Балахтинском районе;
— муниципальными психолого-медико-педагогическими комиссиями, работающими на постоянной основе, в городах и районах Красноярского края;
— 42 специальными (коррекционными) образовательными учреждениями для детей с ограниченными возможностями здоровья, в которых обучается 4 855 детей;
— 3 оздоровительными образовательными учреждениями санаторного типа с одним филиалом, в которых обучаются 816 детей;
— специальными (коррекционными) группами, классами, действующими в 511 муниципальных образовательных учреждениях, в которых обучаются 6 813 детей.
— Все логично, — оценивает ситуацию Елена Башева, начальник отдела специального образования краевого профильного министерства. — Перевести ребенка из Мотыгинского района в красноярский интернат нереально, поэтому приходится в каждом районе делать небольшие школы. При этом коррекционные учреждения и не строятся большими — максимальная наполненность 250 мест.
Есть не только количественное, но и качественное лидерство — по словам Башевой, край является одним из лучших в России по организации службы сопровождения детей — раннего выявления отклонений. Но не все так радужно — новый интернат для слепых и слабовидящих детей в крае так и не начали строить, хоть и обещают уже лет пять.
Особенности
Для обучения коррекционных детей разработано несколько программ. Так, например, программа
Бюджетное финансирование специального образования поделено на две части. Первая идет на содержание специальных краевых коррекционных учреждений. В 2010 году, по словам Башевой, на эту часть выделен почти миллиард рублей. Сюда входят все статьи расходов, которые могут быть связаны с функционированием учреждения: основные приобретения — покупка парт, стульев, оборудования, коммунальные платежи, заработная плата педагогам, питание, одежда, канцелярские товары и пр. Вторая часть финансирования — субвенция муниципальным образованиям на организацию обучения детей с ограниченными возможностями здоровья. Подобные субвенции даются муниципалитетам и на содержание здоровых детей в обычной школе.
— Если в обычной школе на одного ребенка государство тратит около 20 тыс. рублей в месяц, то на содержание коррекционного ребенка — порядка 60 тыс., т. е. примерно в три раза больше, — привела цифры Башева. Такая разница обусловлена тем, что в коррекционных классах может учиться максимум 12 детей, соответственно, нужны большие площади, большее число педагогов, штат медиков, растет и материальная база — мебель, оборудование и пр. Большие требования в коррекционных учреждениях предъявляют к мастерским, где ребенок осваивает профессию. Начиная с 7-8-го класса основной учебный план — трудовое обучение. С этого времени образовательная программа сведена практически к минимуму. Зато после окончания учебы подросток выходит с готовой профессией.
— Правда, профессий по понятным причинам не так много, — констатирует Башева. — Это швейное дело, столярное, слесарное, сельское хозяйство, штукатур-маляр, кожевенное дело. У слабослышащих есть программирование.
Однако больше профессиональных навыков детям в подобных школах нужна социализация, а подчас этого добиться крайне сложно. Положительный пример — Красноярская специальная коррекционная образовательная школа-интернат для глухих детей (привычно — школа глухонемых), где активно развивается жестовая песня.
Сергей Санников, «Вечерний Красноярск» № 32 (273)