Главная
>
Статьи
>
Общество
>
Невеселые рекорды

Невеселые рекорды

19.08.2010
1

В крае рекордное количество коррекционных школ по сравнению с другими регионами страны. Для сравнения: в Новосибирской области всего 11 коррекционных школ, в Самарской — 10-15. В Красноярском крае 46. При этом в регионе 16 тысяч детей с ограниченными возможностями здоровья, и общероссийскую статистику в 4-5 % коррекционных детей от общего числа край подтверждает.

Статистика

Социализация путем жестовой песни – конек красноярской школы глухонемых По данным краевого минобра, специальное образование в регионе представлено:

— краевым государственным бюджетным образовательным учреждением для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи, «Краевой центр психолого-медико-социального сопровождения» с 5 филиалами в Ачинске, Канске, Минусинске, Лесосибирске, Норильске. На базе краевого центра и каждого филиала функционируют краевые психолого-медико-педагогические комиссии и службы раннего выявления детей с проблемами в развитии;

— муниципальными образовательными учреждениями для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи, в Красноярске, Ачинске, Канске, Балахтинском районе;

— муниципальными психолого-медико-педагогическими комиссиями, работающими на постоянной основе, в городах и районах Красноярского края;

— 42 специальными (коррекционными) образовательными учреждениями для детей с ограниченными возможностями здоровья, в которых обучается 4 855 детей;

— 3 оздоровительными образовательными учреждениями санаторного типа с одним филиалом, в которых обучаются 816 детей;

— специальными (коррекционными) группами, классами, действующими в 511 муниципальных образовательных учреждениях, в которых обучаются 6 813 детей.

— Все логично, — оценивает ситуацию Елена Башева, начальник отдела специального образования краевого профильного министерства. — Перевести ребенка из Мотыгинского района в красноярский интернат нереально, поэтому приходится в каждом районе делать небольшие школы. При этом коррекционные учреждения и не строятся большими — максимальная наполненность 250 мест.

Есть не только количественное, но и качественное лидерство — по словам Башевой, край является одним из лучших в России по организации службы сопровождения детей — раннего выявления отклонений. Но не все так радужно — новый интернат для слепых и слабовидящих детей в крае так и не начали строить, хоть и обещают уже лет пять.

Особенности

Для обучения коррекционных детей разработано несколько программ. Так, например, программа 8-го вида — для умственно отсталых детей. Они не получают аттестат, его заменяет свидетельство об окончании школы 8-го вида. И с этим свидетельством они могут поступить только в профучилище. Программа 1-2-го вида разработана для глухих и слабослышащих, 3-4-го — для слепых и слабовидящих. По этим программам аттестат выдается. Школ 5-го (для детей с речевыми отклонениями) и 6-го (проблемы с опорно-двигательным аппаратом) вида в Красноярском крае нет .

Бюджетное финансирование специального образования поделено на две части. Первая идет на содержание специальных краевых коррекционных учреждений. В 2010 году, по словам Башевой, на эту часть выделен почти миллиард рублей. Сюда входят все статьи расходов, которые могут быть связаны с функционированием учреждения: основные приобретения — покупка парт, стульев, оборудования, коммунальные платежи, заработная плата педагогам, питание, одежда, канцелярские товары и пр. Вторая часть финансирования — субвенция муниципальным образованиям на организацию обучения детей с ограниченными возможностями здоровья. Подобные субвенции даются муниципалитетам и на содержание здоровых детей в обычной школе.

— Если в обычной школе на одного ребенка государство тратит около 20 тыс. рублей в месяц, то на содержание коррекционного ребенка — порядка 60 тыс., т. е. примерно в три раза больше, — привела цифры Башева. Такая разница обусловлена тем, что в коррекционных классах может учиться максимум 12 детей, соответственно, нужны большие площади, большее число педагогов, штат медиков, растет и материальная база — мебель, оборудование и пр. Большие требования в коррекционных учреждениях предъявляют к мастерским, где ребенок осваивает профессию. Начиная с 7-8-го класса основной учебный план — трудовое обучение. С этого времени образовательная программа сведена практически к минимуму. Зато после окончания учебы подросток выходит с готовой профессией.

— Правда, профессий по понятным причинам не так много, — констатирует Башева. — Это швейное дело, столярное, слесарное, сельское хозяйство, штукатур-маляр, кожевенное дело. У слабослышащих есть программирование.

Однако больше профессиональных навыков детям в подобных школах нужна социализация, а подчас этого добиться крайне сложно. Положительный пример — Красноярская специальная коррекционная образовательная школа-интернат для глухих детей (привычно — школа глухонемых), где активно развивается жестовая песня.

Сергей Санников, «Вечерний Красноярск» № 32 (273)

Рекомендуем почитать